Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, контрольная работа
В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения общественного труда. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность, наличие управляющей системы, общий результат работы.
В качестве организации могут рассматриваться фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
1. Теоретическая часть 3
1.1 Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации 3
1.2 Возникновение кризисов в организации 5
1.3 Тенденции цикличного развития организации 7
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 16
2. Практическая часть 22
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра
экономики и
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Номер группы: МОВ-92
Наименование специальности: Менеджмент организации
Студент: Бурзак Елена Валерьевна
Номер зачетной книжки (студенческого билета): 093321
Номер варианта: 1
Учебная дисциплина: «Антикризисное управление»
Дата регистрации институтом: «____» _______________2011г.
Дата регистрации кафедрой: «____» _______________2011г.
Проверил:
П.Н. Лихутин
2011
год
Содержание
1. Теоретическая
часть
1.1 Общие и специфические,
внешние и внутренние факторы развития
организации
1.2
Возникновение кризисов в организации
1.3 Тенденции цикличного развития организации 7
1.4 Опасность
и вероятность кризисов в цикличных тенденциях
развития организации
2. Практическая
часть
Заключение
Список использованной
литературы
1.
Теоретическая часть.
Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации. Возникновение кризисов. Тенденции циклического развития организации. Опасность и вероятность возникновения кризисов в тенденциях циклического развития организации.
1.1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации.
В
современной литературе по менеджменту
понятие «организация»
В
качестве организации могут
Возможно
ли возникновение кризиса в
Рис. 1.1. Факторы рискованного развития
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.
Для
каждой организации существует свое
соотношение внешних и
При возникновении общего кризиса в России наблюдалась весьма заметная дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса: одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение для собственного блага, «ловить рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, вызванной общими кризисными явлениями. Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный риск. Все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.
Возможно, что организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной этого также могут быть внутренние факторы развития: деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и др.
Причины
возникновения кризисов в организации
могут быть различными. Но очень
важно распознавать симптомы кризисного
развития, чтобы своевременно использовать
программы антикризисного управления.
Необходимо различать факторы, симптомы
и причины кризиса (рис. 1.2). Симптомы проявляются
в показателях и, что очень важно, в тенденциях
их изменения, отражающих функционирование
и развитие организации. Так, анализ показателей
фондоотдачи, производительности, эффективности,
энерговооруженности может выявить предрасположенность
производственной организации к наступлению
кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических
и социально-экономических показателей.
Рис. 1.2. Возникновение и распознавание кризиса
Факторы – настораживающие события.
Симптомы – проявление кризисных явлений.
Причины – источники возникновения кризиса.
Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средства распознавания кризиса – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
Но что может быть симптомом кризиса? Симптом кризиса – это и состояние показателя, и тенденции его изменения. При этом показатели могут оцениваться как по отношению к установленной для них нормативной величине (допуски изменений), так и по отношению друг к другу.
Симптомом кризисного развития могут быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, то опасность кризиса увеличивается.
Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов.
Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.
В
организации факторами кризиса
могут быть снижение качества продукции,
нарушение технологической
В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследование функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.
В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем. Один из наиболее рациональных – пятиэтапный цикл развития (рис. 1.3). Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы (в дальнейшем будем рассматривать ее на примере фирмы). Эти особенности характеризуют и тип фирмы.
Первый этап – эксплерентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.
Рис. 1.3. Жизненный цикл организации – зоны промежуточного и заключительного кризисов
Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса. Это, как правило, рискованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому имеется прикрытие: фирма пока находится в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Характеристика фирмы-эксплерента
Такие организации (фирмы), называемые эксплерентными – уже некие организации, но еще не фирмы в полном смысле этого слова.
Коллектив эксплерентной организации – это весьма инициативные люди. Лидером является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой характер. Это антрепренер, т. е. человек, способный в силу своей предприимчивости начинать новое дело, ощутить его экономическую перспективность. Начинать дело трудно и опасно – здесь необходимы решительность и воля, доверие и уважение, активность и настойчивость.