Денежно –кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:15, доклад

Описание работы

Во многих странах с рыночной экономикой центральные банки обладают определенной неза¬висимостью от исполнительных органов, которая рассматривается как гарантия эффективности их деятельности. Однако независимость центрального банка в любом случае относительна — это независимость «в рамках правительствен¬ных структур». Центральный банк рассматривается как разработчик и проводник государственной экономической политики, он включен в общий механизм государственного управления.

Работа содержит 1 файл

_xd..doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Ильяс А.А. – к.э.н. доцент, докторант

Казахского Университета Экономики,

Финансов и Международной  торговли

 

ДЕНЕЖНО –КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО  БАНКА РК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Во многих странах  с рыночной экономикой центральные  банки обладают определенной независимостью от исполнительных органов, которая рассматривается как гарантия эффективности их деятельности. Однако независимость центрального банка в любом случае относительна — это независимость «в рамках правительственных структур». Центральный банк рассматривается как разработчик и проводник государственной экономической политики, он включен в общий механизм государственного управления. Нынешний статус Национального Банка Республики Казахстан определен Законом РК «О Национальном банке Республики Казахстан» в редакции от 30 марта 1995 года № 2155 впервые в истории Центрального Банка республики  закрепил его независимость. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк Казахстана выступает в качестве финансового  советника Правительства Республики Казахстан при разработке и реализации политики государственного заимствования, формировании бюджетной политики по вопросам, связанным с денежно-кредитной политикой государства и в качестве агента Правительства Республики Казахстан на условиях, которые согласованы между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана в качестве агента Правительства Республики Казахстан обслуживает по согласованию с ним государственные займы Правительства РК.

Денежно-кредитная политика представляет собой одно из направлений государственной политики регулирования экономики. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк, или банк банков. Он наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком.

Центральный банк является носителем  денежно-кредитного суверенитета. Концепция денежно-кредитного суверенитета (monetary sovereignty) затрагивает сразу несколько областей: экономику, право и политику. Возможно, именно по этой причине она всесторонне не изучалась, и полного определения суверенитета не существует. Большое число авторов считает синонимами денежно-кредитного суверенитета такие термины, как автономия и независимость, однако это не совсем верно.

Денежно-кредитная политика представляет собой одно из направлений государственной политики регулирования экономики. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк, или банк банков. Он наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком. Центральный банк является носителем денежно-кредитного суверенитета. Концепция денежно-кредитного суверенитета (monetary sovereignty) затрагивает сразу несколько областей: экономику, право и политику. Возможно, именно по этой причине она всесторонне не изучалась, и полного определения суверенитета не существует. Большое число авторов считает синонимами денежно-кредитного суверенитета такие термины, как автономия и независимость, однако это не совсем верно.

Главным преимуществом  является независимость экономической политики. Центральный банк имеет широкие возможности выбора стратегии денежно-кредитной политики. Другие страны, пережившие официальную долларизацию или перешедшие на валютное правление, такого выбора не имеют. Второе преимущество — это возможность получения дохода от сеньоража. В случае непредвиденных обстоятельств центральный банк может напечатать денег и покрыть дефицит бюджета. Как выразился Дж. Кейнс, «Правительство может жить благодаря такому средству, если оно не в состоянии жить иначе». Напротив, страна без собственных денежных властей или денег сеньораж никогда не получает. Национальный центральный банк как кредитор последней инстанции может поддерживать стабильность банковской и финансовой сферы. В других денежных системах можно создать фонды страхования депозитов, но они не обладают должной гибкостью. Наконец, национальная валюта является символом и средством национального самоопределения. Подобно флагу, национальному языку, гимну и гербу собственные деньги позволяют людям осознать свою индивидуальность и групповую общность

 Инфляционное таргетирование  означает применение операционного инструментария центрального банка в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность. С теоретической точки зрения, инфляционное таргетирование лучше всего описывается как операционная модель по принятию решений в области денежно-кредитной политики. Операционный подход состоит в изучении явлений и объектов с точки зрения упорядоченной последовательности признаков (статистических величин, характеризующих процесс), измененных характеристик и элементарных действий. Соответственно, операционная модель денежно-кредитной политики представляет собой логическое или математическое определение политики центрального банка. Национальный Банк Республики Казахстан с 2000 года установил 3-х летний горизонт планирования денежно-кредитной политики. С 2004 года рассчитывается индекс «базовая инфляция» и выпускается обзор инфляции. Необходимым элементом инфляционного таргетирования также является модель трансмиссионного механизма, которая позволяет повысить точность прогнозов по инфляции, оценить влияние мер, принимаемых в области денежно-кредитной политики, на инфляцию. К настоящему времени разработана схема и создана модель денежной трансмиссии в Казахстане.

Валютное регулирование  является частью денежно-кредитной политики и направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в стране путем установления порядка проведения валютных операций субъектов, а также общих принципов осуществления таких операций. Однако эффективность валютного регулирования была бы низкой без установления действенного контроля за операциями, проводимыми участниками валютного рынка. Валютный контроль имеет важное экономическое значение. Его центральная задача – защита национальной валюты административными методами. Соблюдение ст. VIII Устава МВФ означает, что эти меры не препятствуют проведению текущих операций и обеспечению конвертируемости национальной валюты для нерезидентов. Мишель Пебро определил преимущества и неудобства применения валютного контроля, как полезность валютного контроля, заключающуюся не только в «механическом» воздействии на финансовые потоки между страной и прочим миром, но также и в его сдерживающем психологическом эффекте. Введение или ужесточение валютного контроля способствуют приведению платежного баланса в равновесие. Существование валютного контроля имеет, главным образом, сдерживающий эффект, но его ужесточение сигнализирует общественности о серьезности ситуации.

При принятии Основных направлений  денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан должно учитыватся следующие - с развитием финансового рынка в Казахстане поскольку наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией, поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан.

 

 

 




Информация о работе Денежно –кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях