Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:08, курсовая работа
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие.
Зрелость организации означает, что ей удается сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.
Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.
Г.Упадок
Этап реструктуризации
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.
В
такой ситуации получаемый организацией
реальный опыт не фиксируется в существующих
знаниях организации. В результате
базовые представления
По
мере перехода организации от одной
стадии развития к другой, происходит
накопление организационных проблем.
Менеджерам важно представлять, являются
ли эти проблемы следствием принятия неверных
управленческих решений, могут ли они
быть разрешены путем незначительных
корректировок системы управления или
они свидетельствуют о приближении следующей
стадии жизненного цикла, а следовательно,
связаны с необходимостью проведения
организационных изменений. Таким образом,
эффективная и устойчивая деятельность
организации во многом зависит от того,
как менеджеры и работники понимают, оценивают
и учитывают в своих действиях ее жизненный
цикл и каждую его стадию.
Анализ
жизненного цикла
организации
Фазы жизненного цикла фирмы можно анализировать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, "живущие" долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их "жизни". Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Например: В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки:
- "General Motors" - 23, 498 млрд. дол.,
- "Ford Motors" - 7,385 млрд. дол.,
- "IBM" - 4,965 млрд. дол., "IRI" (Италия) - 3,811 млрд. дол.,
- "Nissan" (Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, что означает передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно, французскому концерну "Reno"),
- "Dupont de Nemur" - 3,927 млрд. дол.,
- "Philips" (Нидерланды) - 511 млн. дол. Но это - элита мирового бизнеса, т. к. перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых производителей.
Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: -"General Motors" - 4,9 млрд. дол.,
- "Ford Motors" - 5,3 млрд. дол.,
- "IBM" - 3,0 млрд. дол.,
- "Dupont de Nemur" - 2,73 млрд. дол.,
- "Philips" - 1,168 млрд. дол.
Убытки вновь имели "IRI" - 1,095 млрд. дол. и "Nissan" - 1,671 млрд. дол.
В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет японская автомобилестроительная компания "Nissan". Итальянская "IRI" по-прежнему опирается на "государственное плечо". Еще более содержательный материал - списки крупнейших американских компаний, которые составляют основу для расчета индекса "Доу - Джонса" (30 наиболее успешных на данный момент компаний) за последние 100 лет. В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала в нем до этого года в течение ста предыдущих лет. По убыванию срока пребывания (в годах):
Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов:
— Что представляет собой наша организация сегодня?
— Чего мы достигли, чего — нет?
— Какие у нас накопились противоречия и трудности?
— Почему их не удается в полной мере преодолеть?
— Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?
Жизненный цикл организации (ЖЦО) — точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия. Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:
1. рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок;
2. детство и юность: главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;
3. зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;
4.старение организации: главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;
5. возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов.
1.
Анализ характеристик
2. Экспертное оценивание
3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла
4. Обработка и анализ результатов
5.
Комментарии и выводы. Анализ управленческих
ошибок.
Таблица 1.
Стадии развития организации
Стадии
Факторы |
Рождение | Детство | Отрочество | Зрелость | Расцвет
сил |
Поздняя
зрелость |
Старение | Обновление |
Первичные цели | Выживание | Краткосрочная прибыль | Ускоренный рост | Систематический рост | Сбалансированный рост | Уникальность, образ | Обслуживание | Обновление |
Тип лидера | Новатор | Оппортунист | Консультант | Участник | Корпоративный деятель | Государственный деятель | Администратор | Реорганизатор |
Организационный характер | Борьба | Достижение | Изменение | Расширение, диверсификация | Системная ориентация | Зрелость, самоудовлетворенность | Ориентация на сложившиеся структуры | Ориентация на перемены |
Организационный образ | В центре внимания -организация | Местный | Секционный | Национальный | Многонациональный | Международный | Самодовольный | Самокритичный |
Концентрация энергии | На новом | На конкуренции | На завоеваниях | На координации | На интеграции, управлении | На приспособлении | На продолжении существования | На обновлении, развитии |
Центральная проблема | Выход на рынок | Существование | Удержание доли рынка | Многосторонний рост | Централизация и автономность | Равновесие интересов | Стабильность | Омоложение |
Тип планирования | С предвидением | Текущий | Планирование продаж, бюджета | Планирование заказов, специализации | Сложный, комплексный | Социально-политический | Экстраполяция | Созидательный |
Метод управления | Единоличный | Управление, осуществляемое малой группой единомышленников | Делегирование полномочий | Децентрализованный | Централизованный | Коллегиальный | Основанный на традициях | Состязательный, поощряющий |
Организационная модель | Максимизация прибыли | Оптимизация прибыли | Плановая прибыль | Хорошее положение | Социальная ответственность | Социальный институт | Бюрократия | Подражание Фениксу |
Заключение
Итак, руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями этого этапа, на котором находится организация. Любая организация, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
Опыт
преуспевающих компаний показывает,
что путь революционных преобразований
не только теоретически возможен, но и
реализуется современной практикой бизнеса.
Список
использованной литературы
1.
Акимова Т.А. Теория
2. Дафт Р., Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 736 с.
3.Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 288 с.
4. Мильнер Б.З. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2005. - 629с.
5.
Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили
Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов
/ Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА.
2003. - 439 с.
Информация о работе Цикл жизни и тенденции развития организации