Ценовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Естественная монополия, пожалуй, один из самых противоречивых и трудноразрешимых экономических феноменов современности.
Естественная монополия означает, что не существует реальной возможности избежать доминирования на рынке какого-либо определенного предприятия. В теории рыночной экономики ее суть трактуется как отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

Работа содержит 1 файл

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

В КАЗАХСТАНЕ

Естественная  монополия, пожалуй, один из самых противоречивых и трудноразрешимых экономических  феноменов современности.

Естественная  монополия означает, что не существует реальной возможности избежать доминирования на рынке какого-либо определенного предприятия. В теории рыночной экономики ее суть трактуется как отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

Существование естественной монополии обусловлено такой большой экономией в результате эффекта масштаба, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производили несколько предприятий.

Таким образом, естественная монополия — это  состояние соответствующего товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических условий производства. Они и приводят к существенному понижению издержек производства на единицу товара по мере увеличения его производства (в рамках спроса на данном рынке), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Сложной проблемой  является оценка значения и места  естественных монополий в рыночной экономике. Еще более сложными являются поиски оптимальных путей и методов их реформирования.

Как реальные экономические  субъекты естественные монополии существуют во всех странах мира даже при развитом механизме конкуренции и отличаются противоречивостью функционирования. Клубок противоречий состоит из множества проблем: цен и тарифов, технических достижений и открытий, столкновений стратегических интересов различных стран, интересов государства 'и населения, центрального правительства и регионов, государственного и частного капитала.

Противоречивость  организационно-экономических условий  деятельности естественных монополий  привела, например, М.Фридмена к выводу о невозможности принятия оптимального решения в отношении технологической  монополии. Есть только возможность  выбора из частной нерегулируемой монополии, частной монополии, регулируемой государством, или непосредственной хозяйственной деятельностью государства.

Во многих странах  естественные монополии служат основой  развития национальной экономики/и  поэтому они являются предметом государственного регулирования в интересах общества. С другой стороны, естественные монополии - та сфера, которую стараются дерегулировать и демонополизировать, чтобы открыть рынок для конкуренции.

Здесь существуют две альтернативы. Одной является необходимость введения конкуренции в сферу естественных монополий, для ликвидации их предпочтительного положения перед другими компаниями. В результате конкуренции неизбежно снижение цен и тарифов, повышение качества производимых товаров и оказываемых услуг

Другая позиция  заключается в том, что естественные монополии должны сохранить свою роль, однако государство обязано  регулировать их деятельность.

Сторонники первой позиции считают, что необходим  переход от монополии к конкуренции  через рынок, рассматривая конкуренцию как главный критерий эффективности функционирования всей экономики. В результате развития НТП, например, строительство электростанций независимыми производителями приводит к конкуренции с действующими монополистами. Современная сотовая и спутниковая связь является серьезной альтернативой компаниям - монополистам, предоставляющих услуги на рынке телефонных сетей. Функционирование автономных тепловых станций рассматривается в качестве конкурентов для централизованных теплосетей.

По прогнозам  специалистов, в ближайшие 8-10 лет у потребителей появится возможность выбирать источник энергии, и коммунальные службы утратят свое монопольное положение. В этом случае предсказывается снижение цен для потребителей, которые будут приветствовать демонополизацию, способствующую повышению качества предоставляемых клиентам услуг. В целом конкуренция позволяет рассчитывать на эти процессы. Таким образом, в мире тенденция к демонополизации сохраняется.

Комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения  паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, услуг на рыночном пространстве представляет собой ценовую политику.

Какую же ценовую  политику избрал Казахстан? Ее начало было ознаменовано широкой либерализацией цен в январе 1992 года, когда были отпущено на свободу до 90% оптовых и 80% розничных цен, а регулированию подвергались только цены на продовольственные товары первой необходимости.

В марте 1993 г. в  связи с высоким уровнем инфляции, переросшей в гиперинфляцию, было начато регулирование цен на продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов, а регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось в корректировке тарифов на уровень инфляции. К концу 1994 года положение в ценовой сфере достигло критической отметки:

гиперинфляция, галопирующий рост цен, особенно у предприятий естественных монополистов.

С января 1992 г. до октября 1994 г. цены на электроэнергию выросли  более чем в 17,3 тысяч раз, на природный  газ - в 32,4 тысячи раз при среднем  индексе роста цен в промышленности - в 8,6 тысяч раз.

Резко встал  вопрос о финансовой стабилизации экономики  Казахстана, и первым шагом на этом пути была необходимость замедления роста цен предприятий-монополистов.

В 1994 г., наконец, была осознана необходимость вмешательства  государства в процессы регулирования экономики и восстановлены органы ценообразования, ликвидированные в 1993 г. (Госкомитет по антимонопольной и ценовой политике).

С октября 1994 г. началась работа по регулированию деятельности предприятий естественных монополистов, были выбраны отрасли естественных монополистов (сырая нефть, газ, уголь, электроэнергетика, железнодорожное сообщение, почта и связь и др.), за ценами, которых велся жесткий контроль.

В течение 2-х  лет сдерживался рост цен на электроэнергию, железнодорожные пассажирские перевозки. Контроль проводился на основе проверок объективности затрат, правильности составления калькуляций и установления норматива рентабельности по отношению к фактической себестоимости. Наиболее жестко контролировался уровень прибыли у предприятий, включенных в государственный регистр естественных монополистов. Госкомитет по антимонопольной и ценовой политике вел мониторинг за ходом выполнения постановлений Правительства, направленных на реализацию ценовой политики РК.

Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом, в результате чего в республике была приостановлена инфляция.

В 1995-1997 гг. - уровень  свободных розничных цен достиг почти 100% отметки, было отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке, и отменены дотации на коммунальную сферу, составляющие порой 30%-70% от стоимости коммунальных услуг.

В период 1994-1997 гг. антимонопольное законодательство действовало на основе "Положения  о государственном регистре хозяйствующих  субъектов - естественных монополистов РК", (от 5. 09.1997 г.), "Методических указаний о порядке представления, рассмотрения и утверждения проектов цен и тарифов на платные услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами", "Особым порядком формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой хозяйствующими субъектами - естественными монополистами, и прибыли для расчета цен".

В 1998 году введены  в действие законы "О естественных монополиях", "О недобросовестной конкуренции". Антимонопольный комитет  получил статус независимого межведомственного  регулирующего органа, не входящего в состав Правительства.

В 1998 году Антимонопольным  комитетом была разработана программа "Ценовая политика в Республике Казахстан на 1998-2003 годы".

Целью этой программы  является формулирование гибкой системы  регулирования сферы естественной монополии, стимулирование конкуренции на внутреннем рынке и поддержка отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.

В соответствии с этой программой основными задачами ценовой политики в сфере естественных монополий являются:

- структурная  реорганизация;

- регулирование  ценообразования на продукцию  и услуги предприятий данной  сферы;

- устранение  ценовой дискриминации;

- осуществление  жесткого контроля за их деятельностью;

- предотвращение  установления монопольно высоких цен и тарифов в сфере государственных монополий:

- ограничение  действий государственных монополий,  препятствующих входу хозяйствующих  субъектов на рынок;

- установление  порядка ценообразования на платные  услуги, оказываемые органами этой  сферы;

- контроль за  порядком установления цен и правильностью их формирования и применения.

На монопольном  рынке цена зависит от целей монополиста. Она может быть ниже затрат, если монополист решает социальные или благотворительные  цели, или может рассчитываться по затратам с добавлением прибыли. Для сокращения потребления каких-то товаров цена может устанавливаться высокой. Одним словом, монополия может установить любую цену, так как, с одной стороны, она может не бояться, что цена будет сбита конкурентом, а с другой стороны, потребителю некуда деваться, и он будет покупать товар по любой цене. Монополия стремится к максимизации прибыли, и здесь особое значение приобретает государственное регулирование.

В Казахстане для  предприятий-естественных монополистов принят особый порядок расчета себестоимости товаров и услуг. Основными особенностями ценообразования в сфере естественной монополии являются:

1. В цены (тарифы) включаются затраты, относящиеся  к основному виду деятельности  субъекта естественной монополии,  пределах, установленных самим монополистом по согласованию с Антимонопольным комитетом. .

2. В цены (тарифы) включаются затраты, связанные  с нормативными техническими  потерями, утвержденными компетентными  органами (например, Департаментом  энергосбережения). Так, установлены  следующие размеры нормативных потерь (в %) для: Алматытеплокоммунэнерго — 20,4; Алматы Пауэр Консолидейтед - 14,54 (электроэнергия) и 16,89 (теплоэнергия); ГКП "Водоканал" - 21,4 (7).

3. При определении  расходов на оплату труда расчет  ведется по фактической численности,  но не превышающей нормативную. Нормативная численность персонала устанавливается ежегодно согласно типовым нормативам, согласованным с Министерством труда и социальной защиты населения.

4. В цены (тарифы) включаются расходы на оплату  труда производственного персонала, исчисленные на основе расходов, принятых в действующих тарифах, с учетом темпов инфляции.

5. В цены (тарифы) включаются амортизационные отчисления, рассчитанные методом равномерного  начисления на срок эксплуатации. Для применения других методов  начисления амортизации (производственного и ускоренного) необходимо согласование с Антимонопольным комитетом.

6. Материальные  затраты, включаемые в цены (тарифы), определяются на основе норм  расхода ресурса на выпуск  единицы продукции (услуг).

Также важным моментом явилось введение новой тарифной методологии, применение нового для Казахстана метода установления нормы прибыли на инвестированный капитал. Это нововведение было обусловлено, прежде всего, в целях создания привлекательных условий для инвесторов и в соответствии с мировой практикой и международными стандартами. Переход к включению прибыли в цены (тарифы) субъектов естественной монополии по ставке на задействованные активы вместо расчета прибыли по показателю рентабельности к затратам позволяет устранить зависимость прибыли как одного из элементов цены от совокупных затрат на производство.

Несмотря на некоторые достигнутые результаты в регулировании естественных монополий  в Казахстане, они пока еще несравнимы с ценовыми последствиями антимонопольной  политики в зарубежных странах.

Опыт регулирования  естественных монополий в США  показывает, что демонополизация  пяти отраслей - телефонной междугородной  службы, авиапассажирского транспорта, добычи и транспортировки природного газа, грузовых перевозок и железнодорожного транспорта позволила снизить цены на их услуги в среднем на 25-50%, хотя и для США демонополизация не проходила безболезненно.

Информация о работе Ценовая политика