Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 19:17, курсовая работа
На данный момент актуальность проблемы ценовой и неценовой конкуренции состоит в том, что рынок с помощью трех механизмов — конкуренции, спроса и предложения, ценообразования — приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего развития. Рынок вынуждает хозяйствующих субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними. Действие рыночного механизма стимулирует предпринимателей непрерывно создавать новые продукты.
При
скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Стратегия высоких цен обеспечивает продавцу быструю окупаемость вложенных в разработку и продвижение товара средств. Как правило, такая политика оказывается возможной, если товар - новый, высококачественный, обладает рядом привлекательных, отличительных особенностей для потребителя, согласного платить высокую цену за его приобретение, и рассчитан в основном на потребителей-новаторов.
Наиболее приемлемые условия для стратегии высоких цен:
Этот вид стратегии находит на рынке все большее распространение и практически преобладает. Особенно активно он применяется, когда на рынке наблюдается некоторое превышение спроса над предложением и фирма занимает монопольное положение в производстве нового товара. Эта стратегия приемлема для условий низкой эластичности спроса, когда рынок пассивно реагирует или не реагирует вообще на снижение цен или на их низкий уровень, а также при низкой эффективности масштабного производства.
Впоследствии,
когда сегмент рынка
Фирмы
могут идти на инициативное снижение
цен при недогрузке производственных
мощностей, сокращении доли рынка под
натиском агрессивной ценовой
Таким
образом, потребитель может неадекватно
отреагировать на снижения цен и
не только не расширить свои покупки, а
наоборот, даже их снизить.
Стратегия низких цен, или стратегия "проникновения",
"прорыва" на рынок, предусматривает
первоначальную продажу товаров, не имеющих
патентной защиты, по низким ценам с целью
стимулировать спрос, одержать победу
в конкурентной борьбе, вытеснить конкурирующие
товары с рынка и завоевать массовый рынок
и существенную рыночную долю.
Фирма добивается успеха на рынке, вытесняет конкурентов, занимает в определенном смысле монопольное положение на стадии роста, а затем повышает цены на свои товары. Однако в настоящее время такую политику использовать в качестве ценовой стратегии очень трудно. Практически крайне сложно фирме обеспечить себе монопольное положение на рынке. Стратегия низких цен не приемлема для рынков с низкой эластичностью спроса. Она эффективна на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатель чутко реагирует на низкий уровень цен и резко увеличивает объем закупок. В этом случае фактически очень сложно повысить цены, так как у покупателя данное обстоятельство вызывает отрицательную реакцию, он крайне неохотно идет на увеличение цены и чаще всего может отказаться от заключения сделки.
Поэтому
маркетологи рекомендуют
Низкий уровень цены при выходе товара на рынок может быть обусловлен следующими обстоятельствами:
Возможно инициативное повышение цен, что может быть вызвано инфляционными процессами, ростом издержек, не покрывающимся соответствующим ростом производительности труда, возникновение чрезмерного, повышенного спроса.
Цены может быть повышены довольно незаметно для потребителей за счет отмены скидок или введения в ассортимент выпускаемой продукции дорогостоящих товаров.
Можно повышать цены, имея большой, устоявшийся рынок, покупатели которого заинтересованы в приобретении товара именно данной фирмы и отличаются высокой "лояльностью" по отношению к ее торговой марке, а также в случае соответствующих изменений в экономической и маркетинговой среде, например когда отмечаются общий рост оптовых и розничных цен, инфляционные процессы, введение экспортных пошлин и др.
Хотя
покупатели крайне отрицательно относятся
к политике повышения цен, они могу воспринять
ее и положительно, например рассматривая
рост цен как свидетельство большого спроса
на товары, повышения его качества.
Стратегия дифференцированных цен активно
применяется в торговой практике компаний,
которые устанавливаю определенную шкалу
возможных скидок и надбавок к среднему
уровню цен для различных рынков, их сегментов
и покупателей: с учетом разновидностей
покупателей, расположения рынка и его
характеристик, времени покупки, вариантов
товаров и их модификаций.
Стратегия дифференцированных цен предусматривает
сезонные скидки, скидки за количество,
скидки постоянным партнерам и т.д.; установление
разного уровня цен и их соотношения по
различным товарам в общей номенклатуре
выпускаемых изделий, а также по каждой
модификации, представляя собой весьма
сложную и кропотливую работу по согласованию
общей товарной, рыночной и ценовой политики.
Стратегия дифференцированных цен предпочтительна при соблюдении ряда условий:
Стратегия дифференцированных цен позволяет "поощрять" или "наказывать" различных покупателей, стимулировать или несколько сдерживать продажи различных товаров на различных рынках. Её определёнными разновидностями являются стратегия льготных и стратегия дискриминационных цен.
Стратегия льготных цен. Льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, в которых фирма- продавец имеет определённую заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи.
Льготные цены - это наиболее низкие цены , по которым фирма продаёт свои товары. Как правило, они устанавливаются ниже издержек производства и в этом смысле могут представлять собой демпинговые цены. Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей, в целях подрыва с помощью ценовой конкуренции слабых конкурентов, а также при необходимости освободить складские помещения от залежалого товара и т. д.
Стратегия дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелательным для фирмы-продавца, а также при проведении политики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам.
Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких ввозных или вывозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.
Стратегия единых цен, или установление единой цены для всех потребителей. Эта стратегия укрепляет доверие потребителей, легко применима, удобна, не требует уторговывания, делает возможным продажи по каталогам, посылочную торговлю. Однако стратегия единых цен применяется не так часто в ценовой практике и, как правило, ограничена временными, географическими и товарными рамками.
Стратегия гибких, эластичных цен предусматривает изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться и его покупательной силы. Гибкие цены, как правило, используют при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров, например для товаров промышленного назначения, товаров длительного пользования и т.д.
Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода. Характерна для массовых продаж, как правило, однородных товаров, по которым на рынке выступает большое число фирм-конкурентов, например цены на транспорт, конфеты, журналы и др. В этом случае независимо от места продажи в течение довольно длительного времени для любого покупателя товары продаются по одной и той же цене.
Стратегия нестабильных, меняющихся цен предусматривает зависимость цены от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.
Стратегия
ценового лидера предусматривает либо
соотнесение фирмой своего уровня цен
с движением и характером цен фирмы-лидера
на данном рынке по конкретному товару
(в зависимости от места на рынке фирмы
и величины ее рыночной доли это может
быть лидер №1, лидер №2, лидер №3), либо
заключение соглашения (как правило негласного)
с лидером на данном рынке или его сегменте,
т.е. в случае изменения цены лидером фирма
также производит соответствующее изменение
цен на свои товары.
Подобная стратегия цен внешне весьма
привлекательна и удобна для фирм, не желающих
или не имеющих возможности проводить
свои собственные разработки
ценовой стратегии, однако она и опасна: чрезмерно сковывая ценовую инициативу фирмы, она может привести к серьезным ошибкам и просчетам (например, лидер применял ошибочную стратегию или предпринял обманный ход и т.д.).
Стратегия
конкурентных цен связана с проведением
агрессивной ценовой политики фирм-конкурентов
- со снижением ими цен и предполагает
для данной фирмы возможность проведения
двух видов ценовой стратегии в целях
укрепления монопольного положения на
рынке и расширения рыночной доли, а также
в целях поддержания нормы прибыли от
продаж.
В первом случае продавец также проводит
ценовую атаку на своих конкурентов и
снижает цену до того же или еще более
низкого уровня, стремясь не потерять,
а, наоборот, повысить свою долю на рынке.
Снижение цен дает эффект на рынках и его сегментах, которые характеризуются высокой эластичностью спроса. Основой для снижения цен служит снижения издержек производства и обращения. Такая стратегия используется также эффективно для тех рынков, потерять долю на которых крайне опасно.
Во
втором случае фирма-продавец не меняет
цены, не смотря на то, что фирмы-конкуренты
произвели снижение цен, в результате
чего норма прибыли от продаж для нее сохраняется,
но происходит постепенная потеря доли
рынка.
Такая ценовая стратегия применяется
на рынках с низкой эластичностью спроса,
где не наблюдается резко отрицательная
реакция покупателей в отношении сохранения
высокого уровня цен и некоторого ущемления
их финансовых интересов при покупке,
где фирмы-конкуренты небольшие и им трудно
выделить капиталовложения на расширение
производства, когда снижение цен может
привести к значительной потере прибылей
и когда у данной фирмы-продавца есть уверенность,
что она в состоянии восстановить утерянные
на рынке позиции за счет своего высокого
престижа у покупателей.