Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Одним из рычагов распределения доходов и подъема эффективности сельскохозяйственного производства выступает цена. Цена, как известно ( являет собой денежное выражение стоимости товара и на этапе выхода продукции из производства формируется на основе действия закона стоимости. Однако, действие закона стоимости в сельском хозяйстве, прежде всего в земледелии, имеет определенные особенности.
Важнейшая из них заключается в том, что общественная стоимость, а следовательно и цена, сельскохозяйственной продукции определяется не средними условиями производства, как это имеет место в промышленности, а условиями производства на относительно худших за плодородием и расположением относительно рынка сбыта участках земли. Цена на продукцию, произведенную в худших условиях, должна обеспечить покрытие расходов производства, уплату ренты (там, где она есть) и получение средней прибыли.
Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию.
Специфика
отрасли :
1) Влияние природно-климатических условий
на производство;
2) Ярко выраженный сезонный и циклический
характер производства;
3) Меньшая эффективность инвестиций;
4) Органическое строение капитала ниже,
чем в других секторах экономики (выше
доля живого труда);
5) Некоторая отсталость в техническом
и технологическом отношениях;
6) Территориальная рассредоточенность
сельскохозяйственных производителей;
7) Многоукладистость аграрной экономики.
В России сложилась 3 х секторная
модель управленческой
структуры агросферы:
1. Фермерские, крестьянские хозяйства.
270 тысяч хозяйств, средняя площадь – 81га,
удельный вес в общей площади сельскохозяйственных
угодий - 6%, в производстве продукции менее
2%. То есть этот уровень практически не
сформировался.
2. Крупные коллективные сельскохозяйственные
предприятия, реорганизованные из колхозов
и совхозов. Средняя площадь 6000 га, в производстве
сельскохозяйственной продукции менее
50%. Права собственности сосредоточены
у персонала, преимущественно это ЗАО
и ТОО. Аналогов за рубежом таких нет. Из
этих предприятий рентабельных – 10-15%.
3. Личные подсобные хозяйства. Роль их
возросла. Их примерно свыше 40 млн, средняя
площадь от 0.6 до 15 га, валовый сельскохозяйственный
продукт до 47%. На рынок поступает лишь
незначительная доля.
|
Диспаритет цен. Отсюда неэквивалентный
обмен продукцией.
|
В условиях диспаритета цен резко
снизилась рентабельность производства
в сельском хозяйстве. В 1997 г. она составила
– 37% (по отношению к себестоимости), в
1998 г. – (-28%), в 1999 г. – 8,5%.
Доля убыточных предприятий – 1990 г. –
3%, 1998 г. – 88%, 1999г. – 54%.
Сельское хозяйство отброшено на 25 – 30
лет назад.
Уровень цен на сельскохозяйственную
продукцию зависит от устойчивости экономического
процесса в целом в стране. В свою очередь
цены на сельскохозяйственную продукцию
оказывают влияние на уровень цен готовой
продукции, на уровень жизни на селе, на
удовлетворение потребностей населения
в продуктах питания и оказывают влияние
на продовольственную безопасность страны.
Цены на сельскохозяйственную
продукцию в основном –
свободные .
Свободная закупочная
цена состоит из себестоимости, прибыли,
к которой затем прибавляется НДС. Они
складываются (цены) под влиянием спроса
и предложения. Кроме того, в сельском
хозяйстве существуют и регулируемые
цены , используемые в определенных случаях,
а именно:
1) Целевые цены;
2) Гарантированные;
3) Залоговые ставки;
4) Цены, по которым осуществляются закупочные
и товарные интервенции.
Целевые цены (нормативные индикаторы)
устанавливаются Правительством России
с целью установления таких цен:
a) Обеспечить паритетное соотношение
цен на промышленную продукцию (для сельского
хозяйства) и продукции сельского хозяйства;
b) Покрытие расходов, в том числе вызванных
уплатой налогов и иных платежей;
c) Получение работниками сельского хозяйства
доходов на уровне среднего дохода работников
по отраслям экономики;
d) Получение прибыли, достаточной для
ведения расширенного воспроизводства.
Целевые цены используются для ориентира
при установлении гарантированных цен,
залоговых ставок, а так же для расчета
дотаций и компенсаций сельскохозяйственным
товаропроизводителям.
Гарантированные цены устанавливаются
Правительством России. Предложение о
гарантированных ценах представляется
в Правительство России, Министерство
экономического развития и торговли, Министерство
сельского хозяйства, Министерство финансов,
по согласованию с органами исполнительной
власти. Эти предложения должны учитывать
уровень цен, который складывается на
внутреннем и внешнем рынках. Министерство
экономического развития и торговли доводит
гарантийные цены до заинтересованных
субъектов рынка. Применяются при закупках
сельскохозяйственной продукции для Федеральных
государственных нужд. Так же применяются,
если средние рыночные цены оказываются
ниже гарантированных.
Залоговые ставки . Участие государства
в залоге сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия осуществляется
в следующих формах:
a) Выделение бюджетных средств;
b) Кредитование;
c) Выделение бюджетных ассигнований или
кредитования, необходимого для компенсации
затрат по хранению, обработке сельскохозяйственной
продукции и т.д.
Приобретенная в собственность государства,
заложенная сельскохозяйственная продукция
используется:
ШДля проведения государственных товарных
интервенций;
ШДля формирования государственных продовольственных
фондов;
ШИ в иных целях.
Залоговые ставки устанавливаются Правительством
России на основе целевых цен. Залогодатели
– товаропроизводители в сфере АПК. Залогодержатели
– юридические лица, уполномоченные Правительством.
Предметом залога может быть как произведенная
продукция, так и продукция будущего урожая.
Цены закупочных и товарных интервенций.
Правила осуществления этих интервенций
определены в Постановлении Правительства
России от 3 августа 2001 г. №580. Цели использования:
для стабилизации рынка сельскохозяйственной
продукции и его регулирования.
Государственные закупки сельскохозяйственной
продукции, сырья, продовольствия проводятся
для формирования Федерального продовольственного
интервенционного фонда и распродажи
их из этого фонда.
Перечень продукции, в отношении которой
проводятся эти интервенции, ежегодно
определяется Правительством России по
предоставлению Министерства сельского
хозяйства. Правительство России по предоставлению
Министерства сельского хозяйства определяет
минимальные цены (для закупочной интервенции)
и максимальные (для товарной интервенции)
при которых начинается проведение интервенций,
а так же уровень цен, при которых прекращается
проведение интервенций.
Минимальный уровень цен, при которых
начинается закупочная интервенция, и
уровень цен, при которых она прекращается,
утверждаются до 1 июня года, в который
будут проводиться интервенции.
Максимальный уровень цен, при которых
начинается товарная интервенция, и уровень
цен, при которых она прекращается, утверждается
до 1 декабря предшествующего проведению
этих интервенций.
Проведение государственного интервенционного
размещения заказов осуществляет Министерство
сельского хозяйства через государственных
агентов. Перечень государственных агентов
определяет Правительство России по предоставлению
Министерства сельского хозяйства. Государственным
агентам выплачивается комиссионное вознаграждение
до 1% от стоимости сельскохозяйственной
продукции по цене закупки, и не более
1% стоимости этой продукции по цене продажи
(товарные интервенции).
Интервенции проводятся путем проведения
торгов на товарной бирже или на конкурсной
основе. Товарные биржи так же отбираются
на конкурсной основе.
Контроль за созданием и исполнением интервенционного
целевого фонда осуществляет Министерство
сельского хозяйства.
Кроме того, для сельского хозяйства предусмотрено
Постановлением Правительства России
от 16 марта 1999 г. №295 следующее: «рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов
Федерации:
a) Стимулирование, создание потребительских
кооперативов;
b) Применять, где это целесообразно с учетом
действующего законодательства, предельные
коэффициенты соотношения уровней цен
на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное
сырье;
c) Обеспечивать по согласованию с антимонопольными
органами заключение ценовых соотношений
(сельскохозяйственные товаропроизводители,
перерабатывающие предприятия и т.д.)».
Информация о работе Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию