Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:48, курсовая работа
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.
Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар.
Введение 3
1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике 5
2. Методы ценообразования 7
2.1. Этапы ценообразования 7
2.2. Ценообразование и структура рынка 8
2.3. Цели ценовой политики 11
2.4. Методы расчета цены 14
3. Ценовая политика на примере АК «Рубин»…………………………………19
Заключение 23
Список литературы 24
Поощрительные методы определения цены построены на принципах особого учета в цене вознаграждения для исполнителя работ. Из них следует отметить методы: фиксированной цены с поощрением; издержек производства с поощрительным вознаграждением; возмещения издержек с премиальным вознаграждением.
Метод фиксированной цены с поощрением предусматривает поощрение в цене, устанавливаемое в зависимости от снижения уровня фактических издержек производства по сравнению с плановыми. Поощрение, как правило, не превышает 7,5-15% уровня издержек.
При методе издержек производства с поощрительным вознаграждением размер максимального вознаграждения ограничен (обычно 7,5% издержек), отклонение фактических издержек от плановых разрешается в пределах 25%. Кроме того, в этом случае размер вознаграждения также поставлен в зависимость от соблюдения сроков и качества выполнения работ.
Метод возмещения издержек с премиальным вознаграждением используется, главным образом, в проектировании и предусматривает определение цены проекта, исходя из минимального уровня издержек и премии за качество работы.
Установление окончательной цены — самый ответственный момент ценообразования. Выбрав один из методов ценообразования с учетом влияния на цену объемов, затрат, прибыли, а также франкирования, страхования, скидок (наценок) и изменения налоговых платежей, целесообразно перепроверить проект цены с позиции достижения целей политики цен предприятия. Важно оценить влияние цены на других участников рыночной деятельности, их потенциальную реакцию на предполагаемую цену. Необходимо проверить, как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры, как воспримут эту цену продавцы товара и как отреагируют на данную цену конкуренты и поставщики. Кроме того, необходимо знать и учитывать действующее законодательство в области ценообразования.
В настоящее время в условиях российской экономики существуют три вида рыночных цен:
- оптовая цена предприятия (или отпускная цена),
- оптовая цена промышленности (цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям),
- розничная цена — цена, по которой товар реализуется в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, то есть розничная цена является конечной.
На каждом этапе формирования цен учитываются издержки организации, прибыль, налог на добавленную стоимость. На ряд товаров в цены также включаются суммы акцизов по установленным ставкам.
3. Ценовая политика на примере АК «Рубин»
Суть целенаправленной ценовой политики в экономики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.
Каждый директор предприятия самостоятельно устанавливает цену на свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где руководитель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.
Для того чтобы предприятие успешно функционировало, ему необходимо первым делом определиться со своей ценовой политикой. Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене.
Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
постановка цели (задачи) ценообразования;
определение уровня спроса на данный вид продукции;
оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
анализ цен и товаров конкурентов;
выбор метода ценообразования;
расчет исходной цены изделия;
учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
установление окончательной цены.
Под формированием ценовой политики компании понимается обоснование системы дифференцированных цен на реализуемую продукцию и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на товарном рынке и условий осуществления хозяйственной деятельности.
Главной задачей АК «Рубин» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В обязанности начальника планово-экономического отдела входит: давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции).
И так, ценовая политика АК «Рубин» строится следующим образом:
1. Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка.
2. Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка.
3. Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей.
4. Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок.
В условиях рынка широкое применение находят два основных метода установления цен:
1) метод полных издержек, базирующийся на применении калькуляции с полным распределением затрат и установлением цены по системе «кост-плюс», т.е. издержки плюс фиксированная прибыль;
2) метод прямых затрат, базирующийся на применении калькуляции по переменным издержкам и установлении цены по принципу – издержки плюс маржинальная прибыль.
Уровень наценки может быть привязан к цели предприятия, допустим, окупить в установленный срок капитальные вложения. Зачастую ориентиром выступает среднеотраслевая норма прибыли, сложившаяся в последний период, и другие мотивы.
Метод прямых затрат основан на учете в цене только прямых (переменных) затрат. Данный метод используется в АК «Рубин».
Необходимо отметить, что метод прямых затрат в АК «Рубин» был применен, в связи с имеющимися неиспользованными резервами производственных мощностей.
Установление цены на продукцию АК «Рубин» связано с определенной степенью риска, т.е. вероятности возникновения потерь и убытков, в результате выполнения плана, программы. Поэтому на АК «Рубин» возникает необходимость осуществлять страхование цен, которое производится путем включения в договоры поставки определенных оговорок:
1) оговорка о возможности повышения или снижения издержек, например, в случае изменения стоимости материалов, зарплаты;
2) оговорка о колебаниях рыночной цены:
а) оговорка о повышении цены (т. е. рост рыночной цены товара, означающий увеличение цены в договоре);
б) оговорка о снижении цены (т. е. снижение рыночной цены должно привести к снижению цены в договоре поставки);
в) оговорка о любом изменении цены.
При использовании этих оговорок, АК «Рубин» может поставлять дополнительное количество товаров при снижении цены и меньшее количество товара в случае роста цены. Так осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика заключается в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и изменяет их (в зависимости от ситуации на рынке) так, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.
Установление цен включает следующие этапы:
- постановка задач ценообразования;
- определение спроса;
- определение издержек производства;
- анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- установление цены.
Основными задачами ценообразования могут быть:
- обеспечение выживаемости предприятия;
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства на рынке;
- завоевание лидерства по показателям качества.
Список литературы
1.Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 455 с. — (Высшее образование).
2. Финансовая политика России: учебное пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с. : ил.
3. Шевчук, Денис Александрович. Ценообразование : учеб. пособие / Д. А. Шевчук.–М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. – 240 с. – (Бакалавр).
4. Экономика предприятия: Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп./Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.- СПб.: Питер, 2009.- 464с.: ил.
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
6. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2006. — 712 с.
24
Информация о работе Ценообразование на предприятии АК "РУБИН"