Цель и задачи финансового анализа в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Основным инструментом для оценки финансового состояния предприятия является финансовый анализ, который характеризует итоги финансово – экономической деятельности предприятия. Для принятия того или иного решения необходимо проанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия и его финансовое взаимоотношения с партнерами.

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    Оценка  финансового состояния и его  изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также  анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценить текущую платежеспособность и давать заключения о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешнее проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущность. 

    Анализ  сущностных характеристик финансовых результатов  заключаются в исследовании уровня, структуры и динамики их абсолютных показателей. Углубление данного направления в рамках внутреннего анализа приводит к изучению и оценке факторов прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Анализ внешних проявлений финансовых результатов происходит в ходе исследования относительных показателей рентабельности и деловой активности. Нормативные уровни данных показателей изучаются в рамках внутреннего анализа оптимальных значений объемов производства, прибыли и задержек. При анализе динамики финансовых коэффициентов, вычисляемых на основе баланса, и относительных показателей рентабельности и деловой активности выясняются разнообразные взаимовлияния данных двух типов показателей между собой, отражающие тесную взаимосвязь финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия, исследуя возможности укрепления устойчивости и повышения эффективности финансовой деятельности. 

    4. Система показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия. 
 
 

    Анализ  финансового состояния предприятия проводится по системе абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные стороны его финансового положения, которое называют финансовыми коэффициентами. Расчет этих коэффициентов основан на осуществлении определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты позволяют максимально быстро поставить диагноз финансовому состоянию предприятия.

    Анализ  финансовых коэффициентов заключаются  в сравнении их значения с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. По группе ключевых показателей выработаны определенные  нормативные значения, которое позволяют дать количественную оценку финансового положения предприятия. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях инфляции анализ финансового состояния предприятия должен основываться главным образом на  относительных показателях,  так как абсолютные показатели практически невозможно привести в сопоставимый вид. 

    Система относительных финансовых коэффициентов  по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд характерных групп:

  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели ликвидности баланса и платежеспособности.

    Параметры ликвидности позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные долговые обязательства.

    Параметры платежеспособности характеризуют  степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие.

  • показатели деловой активности;

    Коэффициенты  деловой активности дают возможность  оценить эффективность (скорость) использования своих средств предприятием.

  • показатели рентабельности;

    Показывают  относительную характеристику финансовых результатов и эффективность  финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    С помощью финансовых коэффициентов  возможно:

  1. выявить тенденцию развития предприятия, путем сопоставления фактических значений отчетного и предыдущего периодов;
  2. выявить наиболее инвестиционную привлекательность предприятия, путем сопоставления финансовых показателей отчетного периода по группе родственных предприятий, относящихся к одной отрасли;
  3. установить предприятие с высокой степенью финансового риска вероятность банкротства, определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия путем сопоставления фактических значений финансовых значений финансовых коэффициентов с их нормативным значением;
  4. прогнозировать стратегию финансового  управления предприятием.

    8. Анализ прибыли и  рентабельности предприятия. 
 
 

    Поскольку получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых  результатов становится весьма актуальным.

    Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает:

  1. Изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом (горизонтальный анализ);
  2. Структурный анализ соответствующих статей (в процентах);
  3. Исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

Расчет аналитических  показателей проводится на основании  отчета о прибылях и убытках

    Рентабельность  – это относительный показатель уровня доходности бизнеса.

    Показатели  рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

    Показатели  рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

    Для определения рентабельности предприятия  применяют ряд показателей, отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Финансовые  коэффициенты рентабельности :

                                                                                                 

  1. Рентабельность продаж.

          Показывает, сколько  прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

    Расчетная формула: 

       , где                                                                      (1.27)

     

    Пр  – прибыль ;

    ВР  – выручка от реализации. 

    
  1. Рентабельность  основной деятельности.

          Показывает степень выгодности производства продукции, то есть, сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль затрат.

    Расчетная формула: 

     ,  где               (1.28) 

    Пр  – прибыль,

    Ср  – затраты на производство продукции. 

    
  1. Рентабельность  всего капитала.

          Показывает эффективность  использования всего имущества (управления предприятием в сфере производственной деятельности).

    Расчетная формула: 

       , где               (1.29) 

    ЧП  – чистая прибыль;

    ВБср  – Валюта баланса средняя. 

    
  1. Рентабельность  производственных фондов.

          Показывает величину прибыли предприятия на каждый рубль, вложенный в производственные фонды.

    Расчетная формула: 

        , где               (1.30) 

    ПБ  – прибыль балансовая;

    ПФср – средняя за период величина производственных запасов. 

    
  1. Рентабельность  собственного капитала.

    Показывает  эффективность использования собственного капитала.

    Расчетная формула: 

     , где                         (1.31) 

    ЧП  – чистая прибыль,

    СК  – собственный капитал.

       

  1. Чистая прибыль на 1 рубль оборота.

    Чистая  прибыль на 1 рубль оборота, показывает, какая сумма прибыли приходится на каждый вырученный рубль

    Расчетная формула: 

     , где                         (1.32) 

    ЧП  – чистая прибыль

         ВР – выручка от реализации. 
 

 

    1. Анализ хозяйственной  деятельности в промышленности: Учебник /Под общ. ред. В.  И. Стражева. - 2-е изд. - Минск: Высшая школа, 2008.

2. Баканов М.  П., Шеремет А. Д. Теория экономического  анализа: Учеб-ник. - 6-е изд. - М.: Финансы  и статистика, 2007.

3. Беристайн,  Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Беристайн. - М.: Финансы и  статистика, 2005.- 198 с.

4. Вахрушина  М. А. Управленческий анализ. - М: Омега-Л, 2006.

5. Ковалев, В.В.  Ведение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 335 с.

6. Ковалев В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной  деятельности пред-приятия. - М.: Проспект, 2007.

7. Крейнина М.  Н. Финансовое состояние предприятия. - М.: ДиС, 2007.

8. Крылов Э.  П., Власова В. М., Егорова М.  Г. и др. Анализ финансового  состояния и инвестиционной привлекательности  предприятия: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2007.

9. Лукасевич  И. Я. Анализ финансовых операций. - М.: Финансы, Юнити, 2007.

10. Любушин, Н.П.  Комплексный экономический анализ  хозяйственной деятельности / Н.П.  Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 450 с.

11. Любушин, Н.П.  Анализ финансово-экономической деятельности пред-приятия / Н. Любушкин, В. Лещев, В. Дьяков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 256 с.

12. Моляков, Д.С.  Финансы предприятий отраслей  народного хозяйства / Д.С. Моляков.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 330 с.

13. Майталь, Ш.  Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей / Ш. Майталь.- М: Дело, 2007.- 177 с.

14. Маркарьян  Э. А., Маркарьян С. Э., Герасименко  Г. П. Управленческий анализ  в отраслях: Учеб. пособие. / Под ред.  проф. Маркарьяна Э. А. - М.: ИКЦ  "Март", 2007.

15. Негашев, Е.В.  Анализ финансов предприятия  в условиях рынка / Е.В. Негашев.- М.: Высшая школа, 2006.-420 с.

16. Пистолова,  С.М. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности / С.М. Пистолова.- М.: Академия, 2006.- 220 с.

17. Попова, Р.Г.  Финансы предприятий / Р Попова, И. Самонова, И. Добро-сердова. - СПб.: - Питер, 2007.- 198 с.

18. Прилуцкий,  Л.В. Финансовый лизинг: Правовые  основы. Экономика. Практика / Л.В.  Прилуцкий. - М.: Ось- 89, 2006.- 156 с.

19. Прыкин Б.  В. Экономический анализ предприятия:  Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2007.

20. Романова, Л.Е.  Анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Романова. - М.: ЮРАЙТ, 2006.- 223 с.

21. Русак, Н.А.  Финансовый анализ субъекта хозяйствования / Н.А. Русак, В.А. Русак - М.: Высшая  школа, 2007.- 198 с.

22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая.- Минск: ООО "Новое издание", 2007.- 223 с.

23. Сафронов, Н.А.  Экономика организации (предприятия) / Н.А. Сафронов. - М.: Экономистъ, 2006.- 98 с.

24. Селезнева,  Н.Н. Финансовый анализ / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ, 2007.- 198 с.

25. Слуцкин М.  А. Управленческий анализ. - СПб.: Питер, 2007

26. Хелферт Э.  Техника финансового анализа. - М.: Юнити, 2006

27. Хрипач, В.Я.  Экономика предприятия / В. Хрипач, Г. Суша, Г. Онопри-енко.- Мн.: Экономпресс, 2007.- 250 с.

Информация о работе Цель и задачи финансового анализа в современных условиях