Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:44, доклад
В условиях усиливающейся конкуренции руководители компаний постоянно обращаются к западному опыту. Уже никого не удивишь такими терминами как менеджмент, маркетинг, пиар, а вот термин «бизнес разведка» пока для управленцев достаточно новый. Руководители, в силу банальной нехватки времени, не в состоянии самостоятельно собрать и проанализировать всю информации по каждой конкретной проблеме.
Введение
В условиях усиливающейся конкуренции руководители компаний постоянно обращаются к западному опыту. Уже никого не удивишь такими терминами как менеджмент, маркетинг, пиар, а вот термин «бизнес разведка» пока для управленцев достаточно новый. Руководители, в силу банальной нехватки времени, не в состоянии самостоятельно собрать и проанализировать всю информации по каждой конкретной проблеме. Поэтому они вынуждены пользоваться данными и оценками, которые представляют им их непосредственные подчиненные. Но нижестоящие сотрудники, как правило, ограничены рамками своего направления и зачастую не могут охватить всю ситуацию в комплексе.
Как
известно, на каждое действие возникает
противодействие. Бизнес вынужден учитывать
неэкономические факторы, угрожающие
его существованию. В результате
растет роль знаний о действиях и
возможностях конкурентов, их замыслах,
планах, коммуникативных связях. Знание
такой информации дает существенное
конкурентное преимущество предприятию,
минимизирует риски хозяйствования
и предупреждает появление
Разведывательная деятельность вообще включает в себя большое количество направлений, но в данном материале сделана попытка дать краткое освещение наиболее значимых моментов информационно-аналитической работы: разведка против предприятия, против персоны и финансовый мониторинг действий конкурентов и партнеров.
В каких случаях это требуется? Как правило необходим анализ информации при:
открытии нового направления бизнеса;
изменении поведения на рынке конкурента, партнера;
появлении нового партнера, конкурента на вашем поле;
появлении
в вашем бизнесе проблем
Разведка
против компании
Основной, наиболее доступный и эффективный способ выполнить необходимые разведывательные действия против предприятия – это систематический анализ информационного поля. Причем, чем крупнее предприятия, тем легче собрать и проанализировать информацию, так как крупный бизнес, как правило, публичен и всегда старается заявить о себе и своих действиях сам. Хотя на самом деле реальные показатели всегда скрываются, это обусловлено налоговой политикой. Анализ соответствующей информации в прессе дает почву для достаточно точных выводов о стратегии предприятия, его планах, производственных мощностях, порядке величины его оборотов и прибыли. Плюс, при наличии сильного аналитического подразделения, проведенный анализ аналитических статей отдельных экспертов дает четкую картину его стратегии и мотивов.
Второй источник для выводов – это анализ учредительных и уставных документов и организационной структуры компании. Эта информация не подпадает под категорию коммерческой тайны и может быть получена в соответствующих органах власти. Анализ аффилированности структур и их хозяйственных взаимосвязей может привести к выводам по составу группы ваших контрагентов их силе и возможностях.
В
случае необходимости уточнения
детальной информации можно воспользоваться
опросом сотрудников
Разведка
против персоны
Деловая разведка по персоне заключается в анализе деловых связей и коммуникативных контактов лиц, принимающих решения. Каким образом возможно получить данную информацию?
Опять
возвращаемся к анализу информационного
поля: пресса, Интернет. Если корреспондент
берет интервью у одного из директоров
вашего конкурента из которого вы узнаете,
что конкурент ведет переговоры
о потенциальном крупном
Сотрудник
– носитель информации. Правильная
работа с ним позволяет вскрывать
самые «сокровенные тайны» предприятия,
а финансовое стимулирование позволяет
создавать систему так
Таким
образом, сопоставив результаты анализа
информации, полученной по предприятию,
с результатами анализа по персоне,
управленцу будет предоставлена достаточно
полная картина для составления собственного
мнения о складывающейся обстановке и
потенциальных угрозах бизнеса. В сочетании
с информацией по истории действий предприятия
и анализируемых персон возможно построение
прогноза действий объектов разработки
в складывающихся условиях и их планах.
Финансовый
мониторинг
Угрозы будут оценены недостаточно, если не выполняется финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг позволяет определить экономическую мощность угроз. Каким образом возможно проводить финансовый мониторинг предприятий, попавших в поле внимания?
Наиболее простой способ это метод аналогии. То есть необходимо знать несколько аналогичных предприятий со сходной структурой бизнеса, чтобы оценивать усредненные значения оборотов и рентабельности исследуемого бизнеса. Другой метод, это метод расчета по косвенным признакам: допустим, если известны производственные мощности компании, зная среднеотраслевой процент загрузки этих мощностей, учитывая сезонный фактор и положение предприятия на рынке можно рассчитать порядок выручки и предполагаемую рентабельность. Или выполнив анализ дистрибуторской сети конкурента и проведя соответствующие мероприятия по разведке по предприятиям-конкурентам, возможно оценить экономическую силу компании. Возможно воспользоваться методом интерполяции: получив данные по предприятию из органов государственной статистики и, опять же, зная среднеотраслевые экономические показатели и показатели роста рынка, рассчитать прогнозные значения по выручке.
Конечно
же, финансовый мониторинг должен выполняться
с одновременным мониторингом информационного
поля, которое, в связи с развитием
сети Интернет несет в себе массу
количественной информации по финансовым
аспектам деятельности предприятий.
Оценка
инвестиционных проектов конкурентов
Если разведывательные действия выполняются на регулярной основе, то перечисленной выше информации будет достаточно для проведения быстрой оценки инвестиционных проектов конкурентов. Задача осложняется, если попытаеться провести оценку инвестиционного проекта «с нуля». В этом случае время для получения всей необходимой информации увеличивается и приходится выполнить последовательно все предыдущие действия: анализ по предприятию, по персоне, финансовый мониторинг. Кроме того, сюда добавляется разведка по всем участникам проекта и анализ технической стороны проекта (дабы учесть технические и технологические риски выполнения проекта).
Если
инвестиционные проект не является инновационным,
то для оценки рисков проекта будет
полезен метод экспертного
Заключение
Как известно в условиях жесткой конкуренции выживают только эффективные компании, использующие все передовые технологии ведения бизнеса. Использование компаниями, при принятии решений, достоверной информации об окружающей бизнес-среде, дает устойчивое конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка. В БР существует целый ряд приемов, которые не запрещены законом, но вызывают этические сомнения. Такие приемы обычно называть «серыми». Большинство бизнес разведчиков в своей работе все-таки следуют логике: разрешено все, что не запрещено законом, а до этики, то «На войне как на Войне.». Справедливости ради надо сказать, что БР удовольствие достаточно не дешевое. Минимальные годовые расходы на одного штатного разведчика минимум 18 -20 тысяч долларов, учитывая зарплату и оснащение. Понятное дело, малым и средним организациям, случись какая нужда в этих специфических услугах, удобнее обращаться в специализированные компании.
Хотелось бы отметить, что описанные выше методы составляют далеко не полный перечень всех методов и приемов для выполнения регулярной информационно-аналитической деятельности, направленной на максимальную защиту бизнеса от окружающих угроз. Однако, принимая решение на выполнение тех или иных разведывательных действий руководителю необходимо убедиться в выполнении перечисленных ниже условий:
«…руководитель точно знает, какой информации не хватает для принятия конкретных, важных для предприятия решений;
руководитель полагает, что недостающую информацию можно собрать, и в общих чертах представляет, каким именно образом это можно сделать;
по оценкам руководителя затраты на сбор этой информации будут многократно меньше того преимущества, которое получит бизнес от ее использования;
руководитель
может найти ресурсы для
руководитель не видит других способов использования этих ресурсов, способных принести фирме большую выгоду;
руководитель
готов к восприятию информации, разрушающей
прежние собственные
Литература