Безработица - сущность, механизм действия и пути борьбы за ее снижение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изложить теоретические аспекты одной из проблем макроэкономики-проблемы безработицы, оказывающей наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Основные задачи:
установить причины и последствия безработицы;
выявить факторы, способствующие росту безработицы в России;
раскрыть политику государства по созданию рабочих мест;

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

       Для эффективного осуществления этих задач  необходимо комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

       Консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы и  обеспечения рабочей силой, о  требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

       Оказание  помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

       Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

       Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

       В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

       Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

       В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы  профориентации, охватывающей все категории  населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

       Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

       В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый  человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить  своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

       Оплата  стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство  которых требует получение новой  профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

       Выдача  в установленном законе порядке  гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

       Подготовка  предложений и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

       Разработка  республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

       Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства населения.

 

        8 Безработица и финансовый кризис

       Число безработных россиян в этом году может увеличиться с 5 до 10 млн  человек, но массовых протестов в  связи с этим социологи не прогнозируют

       Трейдеру  или финансовому аналитику не найти вакансий на сайте trudvsem.ru, открытом в середине января Федеральной службой по труду и занятости. Журналисту в Москве этот сервис предлагает зарплату 10 000 рублей, во Владивостоке — 8000, а в Краснодаре — 4330 рублей, то есть меньше возможного пособия по безработице.

       По  данным Росстата, в России на 76 млн  экономически активного населения  приходится около 5 млн безработных (6,6%), что, по оценкам социологов, не так уж много. По словам директора  Центра исследований постиндустриального  общества, в большинстве европейских столиц свыше 10% жителей — безработные, и это не считается критическим уровнем. В Москве же, судя по официальным данным Службы занятости на 19 января, доля безработных вообще мизерная — 0,4% трудоспособного населения столицы, это 24 500 человек.

       Другое дело, что почти все эксперты прогнозируют в ближайшее время резкое снижение занятости. «Это не является результатом непредвиденных обстоятельств, — сказал Иноземцев на прошедшем 20 января 2009г. круглом столе “Безработица в России”. — Это результат излишнего роста занятости и непропорционального роста доходов. Так, в финансовом секторе с 2001 года зарплаты выросли в семь раз, а в “Газпроме” — в 5,5». По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН, к концу 2009 года число безработных может увеличиться до 10 млн человек. «Высвобождение излишнего персонала происходит не только в топливно-энергетической сфере, в правоохранительных органах и госструктурах. В банковском секторе в России производительность труда в четыре раза ниже, чем в Голландии».8

       По  некоторому мнению, социальная терпимость в России сейчас высока, поэтому массовых волнений из-за роста безработицы опасаться не стоит. Тем более что «мы не выйдем в 2009 году за критические рамки доли безработных».

       Тем не менее проблемы с занятостью и зарплатой, настоящие и потенциальные, уже заставляют людей проявлять социальную активность. Генеральная инспекция труда СОЦПРОФ с ноября фиксирует по две-три первичные профсоюзные организации еженедельно, до этого такие объединения возникали один-два раза в месяц. «Нефтяники, строители, журналисты, транспортники, фермеры, — говорит генеральный инспектор труда СОЦПРОФ Сергей Храмов, — в Москве, Казани, Нефтеюганске, Ноябрьске создают профсоюзы в своих коллективах. Отчасти — потому что боятся увольнений, отчасти — потому что перестали верить, что проблемы рассосутся сами».

 

       Заключение 

       Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе  рынка труда. Занятость населения  определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

       В развитых странах мира государственная  политика занятости функционирует  по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, роботизация, расширение сферы услуг и надомного производства. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

       Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

       Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости  как важной социальной гарантии для  экономически активного населения  является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

       Список  использованной литературы 

       
  1. А.Ананьев “Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике”, “Вопросы экономики”, № 5 – 2005
  2. Е.Балацкий “Россия: проблема безработицы в переходный период”, “Проблемы теории и практики управления”, № 1 –2007
  3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова “Безработица среди специалистов - российкий феномен”, “Человек и труд”, № 11 – 2005
  4. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” М.: Знание, 2003
  5. Э.Бородянский, В.Кузьмин “Реальный путь противодействия безработице”, “Человек и труд” № 9 – 2003
  6. А.В.Бузгалин “Переходная экономика” М.: Таурус, 2007
  7. Г.Волынский “К вопросу о безработице в переходный период”, “Российский экономический журнал”, № 4 – 2002
  8. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская “Социология труда” M.: Высшая школа, 2003
  9. И.Заславский “О пользе рынка труда”, “Вопросы экономики” № 9 – 2004
  10. А.Карташева, Е.Кубишин “Ситуация на рынке труда: направления развития”, “Экономист” №12 –2000
  11. А.Кашепов “Проблемы предотвращения массовой безработицы в России”, “Вопросы экономики”, № 5 – 2007
  12. В.Колосов “Правовое регулирование занятости”, “Советские профсоюзы” №2 –2005
  13. Я.Корнаи “Дефицит” М.: Наука, 2005
  14. С.Котляр “Методология оценки безработицы”, “Человек и труд”, № 8 – 2004
  15. Н.Матыцина “Обеспечение занятости населения”, “Экономист”, №4 –2000
  16. И.Д.Мацкуляк “Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)” М.: Экономика, 2000
  17. Г.Мэнкью “Макроэкономика” М.: МГУ, 2006
  18. Г.Г. Руденко “Служба занятости и ее функции” М.: РЭА, 2006
  19. Г.Стендинг, Т.Четвернина “Загадки российской безработицы”, “Вопросы экономики”, № 12 – 2000
  20. Т.Четвернина “Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы)”, “Проблемы теории и практики управления”, № 4 – 2004
  21. П.Хейне “Экономический образ мышления” М.: Новости, 2001
  22. “Экономика труда” под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика, 2001

Информация о работе Безработица - сущность, механизм действия и пути борьбы за ее снижение