Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:57, контрольная работа
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключение первой части изложена обобщенная методика анализа финансового состояния предприятия, являющаяся основным инструментом антикризисного менеджера.
Введение 3
1. Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики 5
1.1. Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 5
1.2. Причины банкротства многих российских предприятий
и пути выхода из кризиса 12
Заключение 32
Список литературы 34
Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований, возбуждает
производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротства
арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:
. досудебную санацию (ст.27 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;
. мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.70 Закона);
. возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.120 Закона);
. иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.26 Закона).
Сам процесс банкротства
Рассмотрим основные процедуры более подробно.
Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательныхплатежей и восстановления платежеспособности (п.1 ст.27 Закона).Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника,собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы, иныелица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).
Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации можетсопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользусубъектов, осуществивших санацию.
Возможно осуществление
Логично предположение о том, что экономически сильный должник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных третьих лиц в его потенциальных возможностях.
Наблюдение
Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по
делу о банкротстве; с данного момента начинается период наблюдения. В
течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе на выявление экономического состояния должника и способные определить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управляющий. Рассмотрим его функции.
1. В обязанности временного управляющего входит обеспечение
сохранности имущества должника (поскольку на практике нередки ситуации, когда руководитель должника до первого заседания арбитражного суда скрывает активы вверенного ему предприятия). С этой целью Закон указал, что некоторые сделки руководство должника может совершать исключительно с согласия временного управляющего (в соответствии с п.2 ст.58 Закона). Это сделки, связанные:
а) с распоряжением недвижимым имуществом должника (в том числе с передачей его в аренду или залог, с внесением его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ);
б) с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость
которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;
в) с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме этого, в силу п. 3 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).
Помимо выражения (либо
а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния,
присоединения, выделения, разделения, преобразования);
б) о ликвидации должника;
в) о создании юридических лиц
или об участии в иных
г) о создании филиалов и представительств;
д) о выплате дивидендов;
е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
ж) о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат
2. Вторая основная обязанность временного управляющего – осуществление анализа финансового состояния должника.
Временный управляющий
активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности;
перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.
В результате изучения
а) о достаточности (
б) о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий, составляя заключение о
возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а
рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное
заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий
Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.
С момента признания
o Внешнее управление
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.
Анализ практики позволяет
случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.
С момента введения внешнего управления:
. руководитель должника отстраняется от должности, управление делами
должника
возлагается на внешнего
. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или)
обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также
суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.
Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Рассмотрим основные права и обязанности внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе:
. самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми
ограничениями;
. заключать от
имени должника мировое
. заявлять отказ
от исполнения договоров
Внешний управляющий обязан:
. разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
. заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
. рассматривать требования кредиторов;
. вести реестр требований кредиторов;
. представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
. осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
План внешнего управления
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
. о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
. об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
. об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
. о
заключении мирового
Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.
o Конкурсное производство
В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по
Информация о работе Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики