Банкротство предприятий в странах Скандинавии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:13, доклад

Описание работы

В Швеции растет число предприятий–банкротов, только за первое полугодие 2010 года более 4,5 тыс. предприятий признано банкротами, а до конца года ожидается, что их число вырастет на 49 % по сравнению с прошлым годом. Более того, по данным статистики 70% предупреждений об увольнениях становятся реальностью, а значит растет число людей, попадающих в так называемую долговую яму. Но с предприятий легче получить долг, потому что у них есть имущество, которое можно продать, и таким образом покрыть если не все долги, то хотя бы их часть. С отдельных людей востребовать долг намного сложнее, и поскольку в период финансового кризиса число должников постоянно растет, то Служба по взысканию долгов завалена работой сверх меры.

Содержание

1. Банкротство предприятий Швеции………………………………………3
2. Общие принципы процедуры банкротства компании в Финляндии.….6
3. Немного о банкротстве в Эстонии………………

Работа содержит 1 файл

Банкротство предприятий в странах Скандинавии.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Банкротство предприятий Швеции………………………………………3

2. Общие принципы процедуры банкротства компании в Финляндии.….6

3. Немного о банкротстве в Эстонии…………………………………….…9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Банкротство предприятий Швеции

      В Швеции растет число предприятий–банкротов, только за первое полугодие 2010 года более 4,5 тыс. предприятий признано банкротами, а до конца года ожидается, что их число вырастет на 49 % по сравнению с прошлым годом. Более того, по данным статистики 70% предупреждений об увольнениях становятся реальностью, а значит растет число людей, попадающих в так называемую долговую яму. Но с предприятий легче получить долг, потому что у них есть имущество, которое можно продать, и таким образом покрыть если не все долги, то хотя бы их часть. С отдельных людей востребовать долг намного сложнее, и поскольку в период финансового кризиса число должников постоянно растет, то Служба по взысканию долгов завалена работой сверх меры. По–моему, Службе по взысканию долгов –это единственное учреждение в Швеции, которому не грозит ни финансовый кризис, ни безработица.

      По  последним данным, на сегодняшний  день в Швеции 400 тыс. должников–частных  лиц и 60 тыс. предприятий. Для страны с десятимиллионным населением это  большая цифра. А ведь в сознании многих Швеция – страна благополучная во всех отношениях. Но, увы, следует знать правду. А она такова, что как только человек теряет работу, он уже не в состоянии оплатить все счета за квартиру, телефон, телевизор, парковку и прочее. Соответственно, если счета не оплачены в срок, то растут пени, которые платить с каждым днем все сложнее и сложнее.                                        Кроме того, если человек попадает в базу данных как злостный неплательщик долгов, то репутация его в обществе будет испорчена навсегда. Потому как большая часть шведского общества живет в долг. И неспособность или нежелание платить эти долги составят человеку дурную репутацию. Ему больше никогда ни один банк не даст кредит или заем.

      Часто шведская компания, испытывающая финансовые затруднения, заявляет о попытке реструктуризации, а не о банкротстве. И в этом есть серьезное отличие того, как организовано шведское законодательство и российское. Наши СМИ, под влиянием названия соответствующего федерального закона и не разобравшись в деталях, часто неразрывно связывают процедуры реструктуризации  и банкротства, считая это всегда стадиями одного и того же процесса. В Швеции же эти понятия полностью разделены законодательно.

      Таким образом, несмотря на громкие сообщения  в прессе, необходимо понимать, что непосредственно до банкротства многие шведские компании не доходят. Уверен, с этим частично связан кредит доверия инвесторов, которые могут спасать компании, испытывающие сложности, не один раз. К тому же, Швеция – стабильная страна. Здесь имеет смысл инвестировать даже в  предприятия, испытывающие временные трудности, с расчетом на долгосрочную перспективу окупаемости и прибыли. Согласно шведскому законодательству, компания, находящаяся в процессе реструктуризации, имеет срок до одного года, чтобы решить свои финансовые проблемы.

      По  моему мнению, России стоило бы перенять законодательный опыт Швеции и разделить процедуры реструктуризации и банкротства. Банкротство – это непосредственно стадия конкурсного производства, когда распродается имущество и по мере возможности удовлетворяются требования кредиторов. Все остальное должно быть выведено за рамки дела о банкротстве. Этото помогло бы некоторым компаниям выходить из кризиса, сохранив деловые контакты и репутацию. У нас же получается, что механизмы финансового оздоровления работают неэффективно, а процедура банкротства превращается либо в инструмент «раздербанивания» бизнеса, либо выступает удобным способом продать компанию без долгов. Мало кто действительно пытается спасти предприятие. Конечно, изменения в законе, о которых мы говорим, не исправят ситуацию в одночасье, подобно волшебной палочке, но, определенно, послужат шагом вперед для отечественного делового сообщества. 

      Как сама шведы оценивают российское законодательство о банкротстве?

      Положительно. Они находят закон о банкротстве в принципе понятным и доступным. Вот только когда доходит до практики, они перестают понимать, что происходит. Как итог, они считают наши процедуры непрозрачными и сложными. Это так и есть.

      В России нет особенных проблем  с законом. Скорее, с правоприменением. В Швеции действуют адаптированные законы, принятые еще в начале двадцатого века. Также активно развито прецедентное право, активно используется опыт аналогичных судебных дел. В ходе судебного разбирательства в Швеции можно ссылаться на стенограммы дебатов, которые велись в парламенте еще на стадии подготовки и обсуждения закона. Это помогает точнее трактовать, что именно хотел сказать законодатель. В России такое пока даже вообразить сложно. Во время процедуры банкротства в Швеции участники, как и в уголовном процессе, приносят клятву, свидетельствуя о добросовестности своих действий. Пусть это всего лишь обычай, формальность, но это признак правовой культуры. В России пока свой порядок вещей. Государству, в котором десятки лет предпринимательство считалось преступлением, нельзя слепо перенимать чужой опыт. И нам также придется нарабатывать свой багаж судебной практики и свою правовую культуру. 

2. Общие принципы процедуры банкротства компании в Финляндии.

      Банкротство в Финляндии – это процедура, при которой все имущество должника единовременно используется для погашение долгов перед кредиторами пропорционально размеру залолженности перед каждым из должников.Банкротом может быть признано любое юридическое или физическое лицо по решению суда в случае, если нарушение его платежеспособности по долгам не носит временного характера. 

      С заявлением о признании банкротом в суд может обратиться сам должник или кто-либо из его должников. Заявление обычно подается в суд по месту осуществления деятельности должника. Суды вносят в общедоступный реестр информацию об уведомлениях о предъявлении иска, назначении процедуры наблюдения, санации и т.п. процедурах. При принятии решения о начале процедуры банкротства суд назначает конкурсного управляющего, который призван определить размер обязательств компании, проходящей процедуру банкротства. С этого момента все управление компанией и ее ресурсами осуществляет конкурсный управляющий. В качестве конкурсного управляющего назначаются адвокаты, специальзирующиеся в данной области права. Конкурсным управляющим не может быть назначен адвокат, ранее консультировавший компанию.  В управление конкурсному управляющему  передается имущество, на него также возлагаются обязанности по выявлению всех кредиторов. Конкурсный управляющий составляет перечень имущества и обязательств (опись конкурсного гнезда), а также письменное объяснение о фактической деятельности, которая велась компанией, проходящей процедуру банкротства до момента подачи заявления о банкротстве и о причинах, вызвавших банкротство. Компания, проходящая процедуру банкротства должна утвердить опись конкурсного гнезда.

      В случае, если конкурсное гнездо имеет  достаточное количество средств, из которых могут быть выплачены какие-то долги кредиторам, конкурсный управляющий назначает дату до которой кредиторы должны заявить свои требования к должнику. Данная процедура называется процедурой наблюдения. В случае, если кредитор не заявит в установленное время своих требований, его право на получение компенсации из средств конкурсного гнезда, как правило, считается утраченным.

      Задачами  конкурсного управляющего также  является выявление неточностей  или неясностей в задолженностях компании, находящейся в процедуре банкротства. При необходимости разногласия могут быть переданы на рассмотрение в суд. Конкурсный управляющий составляет разделительный баланс для распределения средств компании меду кредиторами, который проходит проверку и утверждение судом. После утверждения разделительного баланса имущество может быть реализовано. Реализация имущества осуществляется в течение 3-6 месяцев. О способе и порядке реализации имущества решения принимают кредиторы. В случае,  если имущества компании, проходящей процедуру банкротства не достаточно для оплаты затрат, связанных с проведением процедуры банкротства, или если суммы, подлежащие разделению между кредиторами мизерны, суд может принять решение о закрытии кункурсного производства. В таком случае, все средства компании передаются службе взыскания.

      По  представлению конкурсного управляющего суд может назначить официальное  разбирательство по делу о банкротстве. Данная процедура применяется в  случае, если компания, проходящая процедуру  банкротства не имеет средств или имеются основания для официальной проверки деятельности компании. Для проведения официальной проверки конкурсный управляющий назначает эксперта по проведению официальной проверки.

      Должник не освобождается от ответственности  по долговым обязательств и после объявления его банкротом, но отвечает по своим долгам и за счет имущества, полученного после наступления банкротства. Компания, признанная банкротом обычно ликвидируется после признания ее банкротом.

      Законность  и добросовестность деятельности конкурсных управляющих находится под надзором конкурсного обдусмана. В распоряжении конкурсного обдусмана имеется совет по делам о банкротстве, который дает различные разъяснения и указания по основным вопросам, встречающимся в делах о банкротстве.

      Общая продолжительность банкротства составляет примерно 12 месяцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Немного о банкротстве в Эстонии

      Оценка  законов о банкротстве разных стран, осуществленная Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC), выявила слабые стороны Эстонии: процесс банкротства длится здесь долго, а кредиторы получают назад лишь небольшую часть своих денег.

      Всемирный банк и IFC, как сообщает информационный бизнес-портал dv.ee со ссылкой на газету Eesti Päevaleht, рассматривают в своем анализе три показателя.

      Во-первых - средняя продолжительность процесса банкротства. В Эстонии она составляет 3 года. В Финляндии, например, менее года, в США – полтора и в Швеции – два года. Во-вторых – каковы расходы на процесс. В Эстонии уходит 9% от стоимости спорного имущества. В-третьих – какую часть своих требований получают заимодавцы (работники, кредиторы, налоговые службы). В Эстонии – примерно 37,5% от требований. Для сравнения – в Финляндии – 87,3%, в Швеции – 75,1%, в США – 76,7% и в Дании – 86,5%.

      Если  оставить в стороне расходы на процесс, которые в Эстонии на среднем уровне, то по продолжительности  процесса и по получаемым назад деньгам  ее показатели плохие. По ним Эстония  входит в одну группу со странами Латинской Америки и Африки.

      Как отметил The Economist, по сравнению с США, законы о банкротстве слабы во многих странах Европы. Прежде всего, это касается Франции, Испании, Италии, а также Германии. Основное отличие  в том, что цель процесса банкротства  в США в том, чтобы сохранить фирму, ее деятельность и рабочие места. В ряде европейских государств, в том числе и в Эстонии, банкротство означает, по существу, ликвидацию компании. Во Франции, например, согласно данным рейтингового агентства Standard & Poor’s, ликвидируется 90% фирм, ставших объектами процесса банкротства. В Эстонии этот показатель еще выше.

      В последние годы в ряде стран были предприняты шаги к тому, чтобы  сделать процесс банкротства  более гибким и уменьшить количество окончательно ликвидируемых в итоге банкротства фирм. В частности, в Эстонии с 26 декабря вступил в силу новый закон о санации предприятий, призванный помочь в ходе процесса банкротства реорганизовать деятельность фирм.

Информация о работе Банкротство предприятий в странах Скандинавии