Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:42, дипломная работа
Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки. Это возможно, в том числе при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита
Введение 3
I. Сущность и содержание аудита. 9
1.1. Цели и задачи аудита. 9
1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля. 14
1.3. Особенности аудита страховых организаций. 18
II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-Волгоград». 23
2.1. Аудит учредительных документов страховой организации. 23
2.2. Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения. 32
2.3.Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы. 45
III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с САО «Росгосстрах-Волгоград». 51
3.1.Цели и задачи финансового анализа страховой организации. 51
3.2. Анализ финансовых результатов деятельности страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 54
3.3.Анализ финансового состояния страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 60
Заключение 70
Список использованной литературы 74
б) суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
в) суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб;
г) прочие доходы от осуществления страховой деятельности.
Среди названных поступлений от страховой деятельности ведущее место занимают доходы от инвестирования средств страховщиков. Все поступления должны быть в полном объеме отражены на счете учета прочих доходов (счет 91).
Кроме
полноты отражения
Доходы от иной деятельности включают поступления, непосредственно не связанные со страховыми операциями:
а) прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов;
б) доходы от сдачи имущества в аренду;
в) суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;
г) списанная кредиторская задолженность;
д) доходы от прочей не запрещенной законом деятельности. Специфика доходов этой группы состоит в том, что многие из них (прибыль от реализации активов, доходы от сдачи имущества в аренду, оказания консультационных и иных услуг по страхования и др.) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС).
Порядок
расчета НДС в страховых
К основным затратам страховщиков относятся:
а) страховые выплаты по прямому страхованию;
б) отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных мероприятий, и фонд пожарной безопасности;
в) страховые взносы, переданные в перестрахование;
г) возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;
д) комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;
е) расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности;
ж) расходы на ведение дела;
з) другие затраты, связанные со страховой деятельностью.
Правомерность и обоснованность каждого из названных видов расходов требует тщательной проверки при осуществлении контроля за деятельностью страховой организации.
Многие страховые организации не имеют собственных зданий и несут большие затраты по аренде нежилых помещений. Эти затраты могут быть отнесены на себестоимость страховых услуг лишь при наличии соответствующего договора с арендодателем, имеющим право на предоставление имущества в аренду. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным лишь с момента такой регистрации.
В состав расходов на ведение дела страховщиков входят как общие затраты, характерные для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы на рекламу, командировки и т.д.), так и специфические, обусловленные особенностями страховой деятельности.
Основания
для осуществления и порядок
отражения общих расходов в страховых
компаниях такие же, как и в
других предпринимательских
К характерным для страховщиков расходам относятся следующие:
а) комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;
б) возмещения при наличии подтверждающих документов страховым агентам расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы;
в) оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе:
г) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.;
д) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;
е) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков.
В
ходе проверки контролируются правильность
определения состава расходов на
ведение дела и обоснованность отнесения
этих расходов на себестоимость страховых
услуг. Для этого аудитор обязательно
должен проверить наличие
Например, осуществляя контроль расчетов со страховыми агентами и брокерами, устанавливается наличие юридических оснований для начисления и оплаты комиссионного вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного вознаграждения страховым агентам и т.д. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.
В целях исследования страхового рынка компании часто заключают договоры на оказание маркетинговых услуг и расходы, связанные с оплатой этих услуг, как правило, включаются в себестоимость. Однако следует иметь в виду, что если изучение рынка проводится на длительную перспективу, то в этом случае затраты следует рассматривать как долгосрочные инвестиции и, соответственно, на себестоимость они не могут быть отнесены.
Правильный расчет страховых резервов имеет большое значение как с позиций обеспечения страховщиком предстоящих выплат, так и с точки зрения определения достоверных финансовых результатов.
В начале проверки устанавливается наличие у страховщика документов, на основании которых формируются резервы. К таким документам относятся положения об образовании резервов по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни, положение о формировании и использовании резерва предупредительных мероприятий и т.д.
В процессе проверки необходимо уделить достаточно времени контролю правильности формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни. Эти резервы включают технические и резерв предупредительных мероприятий (РПМ). В свою очередь технические резервы состоят из обязательных — резерва незаработанной премии (РНП) и двух резервов убытков: заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) и дополнительных - резерва катастроф, резерва колебаний убыточности и других видов, которые страховщик может образовывать по согласованию с органом страхового надзора.
Прежде всего, проверяется факт формирования всех обязательных резервов. Практика показывает, что некоторые страховые организации в силу разных причин (по незнанию, для уменьшения балансового убытка от своей деятельности и т.п.) отказываются от образования обязательных резервов (чаще всего РПНУ), что ставит под угрозу возможность исполнения страховщиками взятых на себя обязательств.
Расчет страховых резервов должен производиться исходя из данных, отраженных в журнале учета заключенных договоров страхования и журнале учета убытков. Поэтому необходимо проконтролировать их наличие и правильность ведения. Аудиторские проверки показывают, что часто в журналах заполняются не все предусмотренные графы, они содержат неполную информацию, так как ведутся с временными перерывами, а нередко и вовсе отсутствуют. Все это затрудняет проверку обоснованности и правильности формирования того или иного резерва.
Основой для расчета обязательных технических резервов (кроме РЗУ) является базовая страховая премия (БСП). Проверка правильности ее определения - важная часть работы аудиторов. БСП равна страховой брутто-премии, поступившей в отчетном периоде, за минусом фактически выплаченного (начисленного) комиссионного вознаграждения за заключение договоров страхования и суммы средств, направленных в резерв предупредительных мероприятий и в фонд пожарной безопасности. Страховщики иногда неправильно определяют БСП (при ее расчете берут вместо поступившей премии начисленную, не исключают отчисления в РПМ и т.п.) или вместо БСП используют брутто-премию в целом. В обоих случаях завышается исходная база, и следовательно, величина страховых резервов.
Резерв незаработанной премии представляет собой базовую страховую премию, поступившую по договору страхования, действовавшему в отчетном периоде, и относящуюся к периоду действия договора страхования, выходящему за пределы отчетного периода.
При проверке правильности определения РНП следует обратить внимание на:
Резерв заявленных, но неурегулированных убытков образуется страховщиком для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующих ему периодах и о факте наступления которых в установленном законом или договором страхования порядке заявлено страховщику.
В процессе аудита следует проверить обоснованность формирования резерва (наличие всех документов, относящих к договорам, по которым заявлены, но не урегулированы убытки), правильность его образования именно в таком размере. Иногда встречаются случаи включения в РЗУ сумм, которые при расторжении договора страхования страховщик предполагает вернуть страхователю. В данной ситуации у страховой организации нет оснований для резервирования средств, так как РЗУ формируется для урегулирования убытков, возникших в связи со страховыми случаями, к которым досрочное прекращение договора не относится. Других проблем при образовании этого резерва обычно не возникает, лишь иногда страховщики забывают его увеличить на расходы по урегулированию убытка.
Информация о работе Аудит страховых организаций и особенности его проведения