Анализ торгово-технологического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Целью курсовой работы является исследование торгово-технологического процесса.

Содержание

Введение 3
1. Организация торгово-технологического процесса на розничном предприятии 5
1.1. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса 5
1.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 9
1.3. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже. 11
1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале 14
2. Общая организационно-экономическая характеристика магазина 18
2.1. Технико-экономическая характеристика магазина ООО «Галактика-Трейд» 18
2.2 Пути совершенствования технологического процесса магазина ООО «Галактика-Трейд» 24
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     1.3. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже.

     После приемки товары доставляют в помещения  для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

     Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

     Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При  этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

     Непродовольственные товары, а также продовольственные  товары с длительными сроками  реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и  относительной влажности воздуха 60…70 %.

     За  каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном  виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки  зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

     На  стеллажах размещают товары в  распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).

     В штабелях хранят товары, затаренные в  мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

     В помещениях для хранения товаров  строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию [6].

     В процессе хранения товаров, так же как  и при осуществлении других технологических  операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму. Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие: усушки; распыла; раскрошки (образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада); утечки (таяние, просачивание); разлива  при перекачке и продаже жидких товаров.

     Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и пергамента, удаляемых  при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а также концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.

     В норму естественной убыли не включены:

  • нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;
  • зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;
  • всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);
  • фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.

     Действующие нормы естественной убыли товаров  являются предельными и применяются  только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача против учетных остатков.

     Естественная  убыль товаров списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться только после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц.

     Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к  продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

     Все эти операции целесообразно проводить  в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами.

     1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

     Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в  магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

     Характер  и структура операций по продаже  товаров зависят в первую очередь  от ассортимента реализуемых товаров  и методов их продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов  и способов реализации товаров покупателям.

     В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:

  • индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);
  • самообслуживание;
  • по образцам;
  • с открытой выкладкой;
  • по предварительным заказам.

     Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

     Этот  метод применяется при продаже  большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

     В магазинах самообслуживания функции  работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.

     Торговый  персонал должен обеспечивать строгое  соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

     Отобранные  товары покупатели укладывают в инвентарную  корзину или тележку и доставляют в контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В контрольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

     Запрещено устраивать двойной контроль при  расчетах с покупателями. Администрация  магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

     Продажа товаров по образцам предусматривает  выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки.

     При продаже товаров с открытой выкладкой  покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров. Обычно этот метод применяется при продаже тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудохозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров.

         Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей,  так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента.

     Заказы  могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или  на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4…8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины "Товары повседневного спроса" или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения [12].

 

      2. Общая организационно-экономическая  характеристика универсама

     2.1. Технико-экономическая характеристика магазина ООО «Галактика-Трейд»

      Адрес предприятия – Россия, Хабаровский  край, г. Хабаровск, ул. Магаданская 35-а, продуктовый магазин ООО «Галактика-Трейд». Деятельность предприятия связана с продажей  продуктов питания.

     Режим работы магазина с 8-23 часов без выходных и без перерыва на обед.

     Магазин расположен на автобусной остановке вблизи жилых застроек, пешеходная доступность магазина высокая.

     Всего в магазине работает 11 человек.

     Общая площадь помещения составляет 164 м2, из них площадь торгового зала 95 м2 . Коэффициент использования торгового зала составляет 58 % общей площади, а не торговой – 42 %. (К=95/164=0,58). На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно.

     В практике магазина расчеты с поставщиками производятся наличными и безналичными платежами (с помощью пластиковых карт).

     Для осуществления расчетов наличными  платежами в магазине имеется касса.

     Значительная  часть товаров завозится в  магазин ООО «Галактика-Трейд» с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные, и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса, поступают в магазин непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п.

     Товары  сложного ассортимента (импортные товары, товары, произведенные в других городах и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз. В магазин товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

     Основанием  для завоза товаров в магазин  служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают  наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

     Товары  могут доставляться в магазин  централизованным и децентрализованным методами.

Информация о работе Анализ торгово-технологического процесса