Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:55, контрольная работа
Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Содержание и задачи анализа себестоимости продукции……………….6
Анализ затрат на рубль товарной продукции и анализ прямых материальных затрат…………………………………………………………….17
Анализ расходов на оплату труда и анализ косвенных затрат………...21
Заключение…………………………………………………………….…………26
Список использованной литературы……………………………
Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
Наибольший удельный
вес в себестоимости
Прямые материальные затраты на производство продукции (МЗ) |
|||||||
Объем производства товарной продукции |
Структура товарной продукции |
Уровень затрат на единицу продукции | |||||
Расход сырья и материалов на единицу продукции |
Средняя стоимость единицы сырья и материалов |
Рис. 2. Блок-схема факторной системы прямых материальных затрат.
Удельные материальные затраты на отдельные изделия зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УРi) и средней цены единицы материалов (Ц i).
Расчет влияния данных факторов производится способом цепных подстановок.
Расход сырья и материалов на единицу продукции зависит от качества, замены одного вида материалов другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников, отходов сырья и др. Сначала нужно узнать изменение удельного расхода материалов за счет того или иного фактора, а затем умножить на плановые цены и фактический объем производства i-того вида продукции.
Уровень средней цены материалов зависит от рынков сырья, отпускной цены поставщика, внутригрупповой структуры материальных ресурсов, уровня транспортных и заготовительных расходов, качества сырья и т.д. Чтобы узнать, как за счет каждого из них изменилась общая сумма материальных затрат, необходимо изменение средней цены i-того вида или группы материалов за счет i-того фактора умножить на фактического количество используемых материалов соответствующего вида.
На многих предприятиях
могут иметь место
Кроме того, можно подсчитать, сколько недополучено продукции в связи со сверхплановыми возвратными отходами. Для этого стоимость сверхплановых возвратных отходов по цене исходного сырья нужно разделить на норму их расхода, на единицу продукции.
Наличие сверхплановых безвозвратных отходов приводит к прямому удорожанию продукции и уменьшению его выпуска. Чтобы определить, на сколько выросла сумма материальных затрат, необходимо сверхплановое количество безвозвратных отходов умножить на плановую цену исходного материала. Затем следует определить, насколько уменьшился выпуск продукции за счет этого фактора и как в связи с этим изменилась себестоимость единицы продукции.
В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость. Чтобы установить, как изменились в связи с этим материальные затраты на единицу продукции, нужно разность между удельным расходом заменяющего материала (УР1) и удельным расходом заменяемого материала (УР0) умножить на цену заменяемого материала (Ц0), а разность между ценой заменяющего материала (Ц1) и ценой заменяемого материала (Ц0) – на удельный расход заменяющего материала (УР1) и результаты затем сложить:
Если на предприятии имеются покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, то можно определить, насколько выгодна для предприятия кооперация. Для этого сравнивают цену приобретения и себестоимость изготовления изделия на предприятии. Если цена приобретения ниже себестоимости изготовления, то выгоднее покупать изделие или полуфабрикат.
Расходы на заработную плату
производственных рабочих отражаются
непосредственно в статьях
Поэтому анализ заработной
платы, прежде всего, производится по общему
ее фонду и фондам отдельных категорий
промышленного-производственног
Большое влияние на эффективность работы предприятия и на расходование фонда заработной платы оказывает использование средств на премирование рабочих. Анализ эффективности положений о премировании производится путем сопоставления дополнительно полученной прибыли от реализации продукции или экономии от снижения ее себестоимости с расходами на премирование.
Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства товарной продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия, которые, в свою очередь, зависят от трудоемкости и уровня оплаты труда за 1 чел.-ч.
Снижение себестоимости продукции во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.
При анализе факторов
изменения зарплаты можно использовать
данные «Акта внедрения научно-
Косвенные затраты себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция – роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютные и относительные изменения затрат. По своему составу это комплексные статьи и состоят они, как правило, из нескольких элементов затрат.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (к примеру амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными.
Для пересчета плановых затрат на фактический выпуск продукции используется следующая формула:
Зск = Зпл * (100 +
Зск – затраты, скорректированные на фактический выпуск продукции;
Зпл – плановая сумма затрат по статье;
ТП% - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции, %;
Кз – коэффициент зависимости затрат от объема производства продукции.
Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Средняя норма амортизации может изменится за счет структурных сдвигов в составе фондов.
Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.
Эксплуатационные расходы зависят от количества эксплуатируемых объектов, времени их работы и удельных расходов на 1 машино-час работы.
Затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт зависит от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.
Расходы на внутреннее перемещение грузов зависит от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.
На сумму износа МБП влияют объем производства продукции и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит от того, насколько рационально и экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный контроль за их сохранностью и исправностью.
Анализ цеховых и общехозяйственных расходов имеет большое значение. Так как они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции.
Для анализа цеховых и
В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности и излишеств, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.
Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работе, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потребленных энергий и топлива за время простоев предприятия и др.
Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учетом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов.
Сумма этих расходов, приходящаяся на единицу продукции, зависит от изменения:
Для расчета влияния этих факторов используется способ цепной подстановки.
Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные расходы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.
Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.
Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.
Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество в свою очередь связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.
Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка – один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.
В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.