Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:46, реферат
Основные проблемы российского нефтеперерабатывающего сектора:
сильный износ производственных фондов
недостаточная глубина нефтепереработки
технологическая отсталость сектора
нерациональное размещение НПЗ по территории страны
доминирование экспорта нефти над экспортом нефтепродуктов и в целом вывоз низкокачественных нефтепродуктов которые на Западе используются в качестве сырья для дальнейшей глубокой переработки
высокая энергоемкость отрасли и ее значительная нагрузка на окружающую среду.
Введение
Общей мировой тенденцией, наиболее ярко выраженной в промышленно развитых странах, стало ужесточение экологического законодательства, а также постоянный рост требований к качеству нефтепродуктов.
В условиях жесткой конкуренции стали закрываться НПЗ. С начала 2009 года в Европе были полностью или частично закрыты 16 НПЗ. По прогнозам, в мире в ближайшее время может быть остановлена работа около 100 НПЗ, значительная часть которых находится в Европе. В результате экспорт нефти в Европу существенно сократится.
США активно ведут работу по переходу на переработку канадских нефтей, что позволит отказаться от поставок нефти из стран Ближнего Востока и других регионов. Все эти факторы повлияют на снижение цен на нефтяное сырье и приведут к уменьшению экспортного потенциала нефти из России.
Выходом из сложившейся
ситуации является ускорение модернизации
нефтеперерабатывающей и
Основные проблемы российского нефтеперерабатывающего сектора:
Для укрепления статуса России как глобальной энергетической державы необходимы продуманная политика в области нефтяной промышленности и инвестиции как в нефтедобычу, так и нефтепереработку. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности поможет стране перейти от экспорта сырья к экспорту готовой продукции, укрепить энергетическую безопасность России и повысить доходы от продажи российских нефтепродуктов на мировом рынке.
1 Анализ
рынка продуктов
Отечественное производство вносит максимальный вклад в предложение нефтепродуктов на российском рынке. За период с 2006 по 2010 гг производство нефтепродуктов выросло на 14,3% и достигло 261,6 млн т. Объем импортной продукции в общем предложении нефтепродуктов в России минимален. В 2010 г импорт нефтепродуктов составил 2,3 млн т. 288,9
Предложение нефтепродуктов на российском рынке увеличилось в 2006-2010 гг на 17% – до млн т. В условиях мирового финансового кризиса темпы роста предложения снизились, однако сохранили положительную динамику. Внутренние продажи нефтепродуктов в 2010 г выросли на 5,3 млн т относительно предыдущего года и составили 131,2 млн т. Примерно половина всех продаж нефтепродуктов в натуральном выражении приходится на автомобильный бензин и дизельное топливо – 46,4% в сумме от общего объема продаж в 2010 г.
Внутренние продажи и экспорт занимают примерно равные доли в структуре спроса на нефтепродукты. Объем экспорта нефтепродуктов из России растет с каждым годом. В 2010 г экспорт достиг 132,2 млн т.
В таблицах 1 и 2 приведены средние цены экспорта и импорта нефтепродуктов России.
В настоящее время ряд
Рынок нефтепродуктов в
настоящее время в большей
степени готов к запуску механизма
биржевой торговли. Имеются технические
возможности для экономического
регулирования внутреннего
Таблица 1 - Цена экспорта нефтепродуктов по странам мира, Россия, 2006-2010 гг (долл за т)
Страна |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Абхазия |
- |
- |
1402 |
733 |
720 |
Австралия |
- |
- |
- |
- |
1004 |
Австрия |
567 |
573 |
- |
- |
- |
Азербайджан |
1031 |
1207 |
1374 |
854 |
1297 |
Албания |
565 |
642 |
885 |
540 |
- |
Алжир |
- |
948 |
- |
2102 |
1672 |
Ангола |
2504 |
3834 |
19761 |
4381 |
2677 |
Аргентина |
558 |
627 |
1107 |
522 |
- |
Армения |
615 |
666 |
1771 |
818 |
1144 |
Афганистан |
454 |
636 |
1030 |
613 |
709 |
Багамские острова |
552 |
- |
999 |
339 |
353 |
Бангладеш |
1697 |
- |
- |
- |
1279 |
Барбадос |
- |
- |
497 |
255 |
360 |
Белиз |
- |
503 |
1409 |
652 |
- |
Бельгия |
514 |
563 |
845 |
517 |
667 |
Бенин |
- |
- |
- |
- |
864 |
Болгария |
748 |
623 |
765 |
455 |
454 |
Бразилия |
751 |
629 |
921 |
415 |
648 |
Великобритания |
434 |
501 |
733 |
427 |
564 |
Виргинские острова |
370 |
512 |
490 |
215 |
537 |
Вьетнам |
552 |
547 |
890 |
387 |
637 |
Германия |
477 |
566 |
793 |
440 |
628 |
Гибралтар |
551 |
551 |
881 |
388 |
548 |
Греция |
474 |
555 |
720 |
364 |
546 |
Грузия |
615 |
647 |
1019 |
506 |
570 |
Дания |
378 |
385 |
734 |
354 |
409 |
Египет |
715 |
57055 |
469 |
395 |
624 |
Израиль |
317 |
364 |
558 |
342 |
429 |
Индия |
781 |
639 |
1050 |
1358 |
25948 |
Ирак |
3073 |
5209 |
1727 |
2778 |
1004 |
Иран |
258 |
306 |
507 |
2425 |
529 |
Исландия |
- |
705 |
855 |
- |
- |
Испания |
461 |
487 |
694 |
426 |
538 |
Италия |
449 |
389 |
627 |
385 |
504 |
Казахстан |
203 |
216 |
309 |
196 |
268 |
Канада |
359 |
385 |
729 |
337 |
527 |
Кипр |
486 |
599 |
753 |
369 |
596 |
Киргизия |
496 |
529 |
847 |
430 |
601 |
Китай |
358 |
357 |
805 |
422 |
504 |
Колумбия |
- |
- |
- |
- |
12502 |
Конго |
1990 |
- |
- |
- |
2440 |
Таблица 2 - Импорт нефтепродуктов по странам мира, Россия, 2006-2010 гг (тыс долл)
Страна |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Австралия |
5 |
7 |
10 |
28 |
33 |
Австрия |
251 |
1015 |
21133 |
23692 |
21136 |
Азербайджан |
17744 |
1983 |
- |
- |
- |
Бельгия |
15890 |
17826 |
69633 |
74267 |
114856 |
Болгария |
93 |
- |
- |
142 |
131 |
Великобритания |
2059 |
2834 |
15052 |
19755 |
40419 |
Венгрия |
14 |
62 |
889 |
4169 |
10554 |
Виргинские острова |
1 |
2 |
- |
- |
- |
Германия |
15615 |
25944 |
89842 |
85540 |
307639 |
Греция |
29 |
1037 |
1771 |
471 |
1101 |
Дания |
39 |
12 |
223 |
243 |
26 |
Египет |
- |
75 |
270 |
259 |
846 |
Израиль |
1 |
5 |
7 |
3 |
- |
Индия |
12 |
120 |
641 |
1697 |
7383 |
Индонезия |
235 |
306 |
1135 |
759 |
1079 |
Испания |
888 |
1753 |
5600 |
3404 |
5223 |
Италия |
1122 |
1626 |
9339 |
8640 |
33058 |
Казахстан |
51383 |
54735 |
4024 |
1019 |
1413 |
Канада |
1072 |
2057 |
8557 |
5674 |
15459 |
Китай |
102 |
230 |
576 |
519 |
247 |
Корея (Республика) |
15741 |
22978 |
65754 |
57916 |
106927 |
Латвия |
10 |
- |
35 |
- |
526 |
Литва |
202 |
3854 |
10642 |
11620 |
19048 |
Люксембург |
- |
1 |
6 |
- |
- |
Малайзия |
7 |
- |
- |
759 |
4478 |
Мексика |
- |
- |
12 |
12 |
71 |
Нидерланды |
8536 |
10520 |
43354 |
37662 |
99098 |
Норвегия |
352 |
393 |
2334 |
1421 |
1014 |
ОАЭ |
- |
120 |
360 |
306 |
85 |
Польша |
1430 |
2907 |
15108 |
8148 |
15529 |
Португалия |
- |
- |
- |
- |
24 |
Румыния |
- |
- |
- |
- |
25 |
Саудовская Аравия |
43 |
- |
- |
- |
- |
Сингапур |
7617 |
293 |
14994 |
5636 |
22346 |
Словакия |
- |
- |
1206 |
2 |
317 |
Словения |
42 |
3 |
13 |
- |
103 |
США |
7412 |
14391 |
41441 |
26271 |
89012 |
Сянган (Гонконг) |
- |
- |
2691 |
- |
7 |
Таиланд |
111 |
275 |
973 |
1075 |
1421 |
Тайвань |
85 |
76 |
664 |
148 |
105 |
Тринидад и Тобаго |
- |
- |
19 |
- |
- |
Ранее предложения по этому вопросу были направлены в Правительство Российской Федерации письмом от 19.04.2002 № АГ/670-пр.
В настоящее время проводятся обсуждения в Сибирском и Приволжском Федеральных Округах о проведении биржевых торгов для закупки топлива для нужд бюджетных организаций. Стабилизации ситуации на топливном рынке способствует и проведение конкурсных торгов, проводимых РАО «ЕЭС России» для собственных нужд с целью выбора наиболее предпочтительных условий закупки и минимизации закупочных цен на топливо.
Помимо
перечисленных
Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка. По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности: 1) экспорт, 2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК, 3) независимые участники рынка.
Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку они не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функ-ционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.
Например, в Кемеровской области ЗАО «Кузбасснефтепродукт» (входит в группу ОАО «Газпромнефть»), доминируя на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов, также доминирует и на розничных рынках нефтепродуктов. Независимым операторам АЗС ЗАО «Кузбасснефтепродукт» осуществляет продажу мелкооптовых партий нефтепродуктов, при этом своим АЗС производит отгрузку по цене складского учета, по которой нефтепродукты поставляются с Омского НПЗ (группа ОАО «Газпромнефть»). Это приводит к сокращению рентабельности независимых АЗС до 3-10%
В
целом особенно остро непрозрачная
сбытовая политика ВИНК влияет на рынок
в периоды сезонного роста
спроса на нефтепродукты, когда
независимые участники
Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене.
Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК. Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.
Однако подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности и самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способтвует недоверию между ВИНК – каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит.
Конечно отчасти подобная ситуация сложилась в силу географических факторов. В случае если бы на российском рынке присутствовали международные нефтяные компании в большем количестве, чем на данный момент, это бы неизбежно привело к повышению уровня конкуренции на внутреннем рынке.
Это
бы в свою очередь привело к
переходу компаний на новый уровень
развития, где большая прозрачность
и использование передовых