Анализ рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Работа содержит 1 файл

рентабельность предприятия.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

Для оценки эффективности  работы организаций недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие  прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественные и качественный показатель.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли  по технико-экономическим факторам. Кроме методов факторного анализа  прибыли в числе экономических  показателей эффективности предпринимательской  деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с  различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и  дохода предприятия. По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности:

1) прибыльность,

2) отношение полезного  результата торговой деятельности  в виде прибыли к стоимости  совокупных затрат на ее получение,

3) сопоставление результатов  хозяйственной деятельности с  затратами или ресурсами,

4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели  эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости  основных и оборотных средств, фонду  оплаты труда.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом  государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики  и стратегии о целесообразности ее корректировки.

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов  в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации  других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.

Кредиторов и заемщиков  денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с  точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности организаций изучается также  налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.

 

2 Группы показателей рентабельности

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с  различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики  и стратегии о целесообразности ее корректировки.

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов  в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации  других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.

Кредиторов и заемщиков  денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с  точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

Динамика рентабельности организаций изучается также  налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

  1. показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
  2. показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  3. показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

2.1 Показатели, рассчитанные  на основе стоимости реализованной продукции

Формируются на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности предприятия:  

 

Прибыль от реализации / Объем продаж × 100% (1)

Валовая прибыль / Объем продаж × 100% (2)

Налогооблагаемая  прибыль / Объем продаж × 100% (3)

Данные показатели характеризуют  прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли  от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

Рентабельность всей реализуемой  продукции можно рассчитать и  как процентное отношение прибыли  от реализации товарной продукции к  выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление  об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой  продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции. 

 

Прибыль от реализации / Себестоимость продукции× 100% (4)

В связи с этим, при  планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

2.2 Показатели, рассчитанные  на основе производственных активов

Вторая группа показателей  рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера  и характера авансированных средств:

    • все производственные активы предприятия;
    • инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
    • акционерный (собственный) капитал.

 

 

Чистая прибыль / Все производственные активы ×100% (5)

Чистая прибыль / Инвестиционный капитал×100% (6)

Чистая прибыль / Акционерный капитал×100% (7)

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что  отвечают интересам участников.

Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных  инвесторов и кредиторов - доходность акций и т.д.

2.3 Показатели, рассчитанные  на основе потока наличных денежных средств

Третья группа показателей  формируется аналогично показателям  первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств. 

 

Чистый приток денежных средств / Объем продаж ×100% (8)

Чистый приток денежных средств / Совокупный капитал  ×100% (9)

Чистый приток денежных средств / Собственный капитал  ×100% (10)

Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в  странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что  операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья" предприятия. Переход на использование этой концепции  требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится  лишь в начальной стадии. Если прибыль  выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности  производства, так как отражает уровень  прибыльности относительно определённой базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции  достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Рентабельность производства исчисляется по формуле:

 (11)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, грн.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), грн.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской  деятельности, широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль  связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам.

Влияние фактора изменения  себестоимости на рентабельность продаж составит:

 

 (12)

 

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния  перечисленных двух факторов, т.е.:

 

(13)

Рентабельность продукции  в двух её разновидностях исчисляется  по формулам:

 (14)

 (15)

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, грн.;

СП - полная себестоимость реализованной продукции, грн.;

ЦП - объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), грн.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических  явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.

Важнейшими факторами  роста прибыли являются рост объёма производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение  качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки  реального претворения в жизнь  указанных факторов.

Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций - выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остаётся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому  важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли  при наименьших затратах путём соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия