Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа
Фонд оплаты труда является важнейшим объектом управления любого экономического субъекта, поскольку в значительной степени формирует общие издержки организации. Анализ фонда оплаты труда представляет собой одно из направлений учетно-аналитической работы системы управления организацией.
За анализируемый период времени повременной фонд оплаты труда сократился на 30 250,0 тыс.руб. Это произошло за счет:
- увеличения численности
- увеличения количества дней, отработанных одним рабочим (700,0 х 1,2 х 7,95 х 212,3 / 1 000 = 1 417,7 тыс.руб.);
- сокращения продолжительности рабочей смены (700,0 х 213,0 х (-0,11) х 212,3 / 1 000 = -3 481,8 тыс.руб.);
- сокращения среднечасовой
Таким образом, основными факторами снижения повременной части фонда оплаты труда рабочих послужило снижение часовой ее оплаты (-60 357,4 тыс.руб.), а также сокращение продолжительности рабочего дня (-3 481,8 тыс.руб.). Для углубления анализа целесообразно определить причины снижения часовой оплаты труда по данным организации. Этому может способствовать снижение уровня квалификации работников, снижение эффективности работы организации, и, как результат, уменьшение доплат и премий за производственные результаты, снижение возрастного состава работников, а значит - сокращение выплат и надбавок за стаж и т.п.
Далее в таблице 6 определим влияние
численности персонала и
Таблица 6 | |||||||||
Анализ уровня оплаты труда служащих | |||||||||
Категория персонала |
Численность, чел. |
Средне-годовая заработная плата, тыс.руб. |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
Отклонение от планового фонда оплаты труда, тыс.руб. | |||||
в т.ч. за счет изменения |
всего | ||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
числен-ности |
должност-ных окладов | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Управ-ленческий персонал |
185,0 |
195,0 |
505,1 |
377,9 |
93 443,5 |
73 690,5 |
5 051,0 |
-24 804,0 |
-19 753,0 |
и т.д. |
Данные граф 8-10 получены следующим образом:
гр.8 = (195,0 - 185,0) х 505,1 = 5 051,0 тыс.руб.;
гр.9 = 195,0 х (377,9 - 505,1) = -24 804,0 тыс.руб.;
гр.10 = 5 051,4 - 24 813,4 = -19 753,0 тыс.руб.
На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод о том, что в организации рост численности служащих привел к росту фонда оплаты труда на 5 051,4 тыс.руб., а снижение среднегодовой заработной платы уменьшило фонд на 24 804,0 тыс.руб. Данное изменение не является характерным для большинства организаций, поэтому необходимо изучить причины такого снижения оплаты труда служащих. Можно углубить анализ, изучив причины изменения средней заработной платы работников различных категорий, квалификаций и профессий. Для исследования целесообразно учитывать не только численность работников и среднюю заработную плату за соответствующий период, но также и количество отработанных дней одним работником, продолжительность рабочего дня и среднечасовую оплату труда. Это позволит более детально разобраться в причинах изменения общего фонда заработной платы.
3. Определение причин соответстви
Сначала следует рассчитать индекс заработной платы (Iзп), как отношение средней заработной платы за отчетный период фактически (ЗПСф) к средней заработной плате по плану (ЗПСпл) (см. формулу (5)), а также индекс производительности труда (Iпт), как отношение среднегодовой (дневной, или часовой) выработки за отчетный период фактически (ПТф) к производительности труда плановой (ПТпл) (см. формулу (6)) за соответствующий период.
Iзп = ЗПСф / ЗПСпл = 792,4 / 812,8 = 0,974 9, |
(5) |
Полученные результаты показывают, во-первых, что темпы роста заработной платы и производительности труда за анализируемый период ниже единицы, что говорит о снижении производственной деятельности, а во-вторых - темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда. Данный вывод также не в пользу организации.
Кроме того, можно рассчитать сумму экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением отклонений между темпами роста производительности труда и заработной платы по следующей формуле (7):
Э = (ФЗПф х (Iзп - Iпт)) / Iзп, |
(7) |
Э = 871 625,0 х (0,974 9 - 0,928 5) / 0,974 9 = 41 502,55 тыс.руб.
В нашем случае перерасход фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты составил 41 502,55 тыс.руб.
В условиях инфляции фонд заработной платы необходимо корректировать на индекс роста цен на потребительские товары и услуги (Iц) за анализируемый период следующим образом (см. формулу (8)):
Iзп = ЗПСф / ЗПСпл х Iц = 871 625,0 / (890 000,0 х 1,25) = 0,783 5. |
(8) |
Таким образом, реальное снижение заработной платы работников организации составило 21,65 %.
Кроме вышеописанных способов полноту использования фонда заработной платы можно определить через относительное изменение трудовых ресурсов. Если фактическую среднегодовую численность работников сравнить с плановой численностью, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему производства, то результат покажет относительную экономию (-Э) или перерасход (+Э) по численности. В нашем случае при объеме производства (факт) 3 705 495,0 тыс.руб. и среднегодовой выработке (план) 3 413,7 тыс.руб. (данные таблицы 1) потребовалась бы численность в 1 085 чел. (или расчет может быть следующим: 1 095 х 0,99 = 1 085 чел.) Значит, в план излишне заложено 10 человек (1 095 - 1 085 = 10 чел.). В таком случае перерасход по численности по сравнению с фактическими данными составит 15 чел. (1 100 - 1 085 = 15 чел.). При пересчете полученной численности на фактическую среднегодовую заработную плату одного работника перерасход фонда заработной платы составит 11 885,8 тыс.руб. (15 х 792,4 тыс.руб.).
При анализе данного вопроса использовались различные подходы в оценке использования фонда оплаты труда, в результате которых полученные результаты анализа не всегда совпадают. Это говорит о том, что только всестороннее изучение всех факторов сможет дать адекватную оценку произошедшим изменениям.
30.04.2008 г.
Виктория Акулич, старший преподаватель
Института повышения