Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть методику анализа и управления финансовой устойчивостью российских предприятий на примере ООО «Авангард». Для достижения цели поставлены задачи:
1. раскрыть сущность финансовой устойчивости предприятия и факторы, которые ее определяют;
2. дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
3. проанализировать структуру баланса предприятия, сделать анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности;
4. предложить мероприятия по совершенствованию управления финансовой устойчивостью.
Введение 3
1 Глава Теоретические основы управления финансовой устойчивостью предприятия 5
1.1 Содержание и основные понятия финансовой устойчивости 5
1.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия 9
1.3 Проблемные аспекты управления финансовой устойчивостью предприятия 14
2 Глава Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия 19
2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Авангард» 19
2.2 Состояние статей актива и пассива баланса 24
2.3 Платежеспособность и ликвидность 26
3 Глава Совершенствование 30
Заключение 33
Список литературы 34
Несмотря на то, что предприятие работает не на полную мощность, оно должно нести значительные расходы (особенно в виде амортизации и долгосрочных финансовых расходов), и его доходов часто недостаточно, чтобы их покрыть. В результате появляются убытки от хозяйственной деятельности. И, в конце концов, предприятие не может покрывать свои расходы полностью.
Отметим также, что в отличие от затоваривания излишнее оборудование – это ситуация, которую трудно изменить по причине необратимого характера многих инвестиций.
Часто бывает, что предприятие, обычно малое или среднее, особенно при отсутствии хорошего управления, не может справиться с финансовыми проблемами, которые возникают в период быстрого экономического роста, подстегиваемого большим спросом.
В период расширения хозяйственной деятельности запасы, как и кредиты, предоставляемые клиентам, могут расти очень быстро, в ритме не совпадающим с ритмом объема продаж. Отсюда появляется потребность в краткосрочном финансировании (называемая еще потребностью в оборотном капитале), которая может превысить чистый оборотный капитал, чей рост, определенный инвестиционным и финансовым планом, намного ниже. Возникает быстрое уменьшение денежной наличности, которое приводит к необходимости обращаться за банковскими кредитами: денежные средства становятся отрицательными.
С этого момента ситуация становится ненадежной, очень чувствительной к малейшей случайности, и экономически жизнеспособное, предприятие в такой ситуации может подвергнуться угрозе банкротства, потерять свою самостоятельность, а собственники лишиться своего имущества.
В период быстрого расширения возможно принятие поспешного решения об инвестировании без предварительного серьезного анализа ситуации, просто для того, чтобы ответить на растущий спрос. Существует риск, что эти инвестиции окажутся не приспособленными к будущему спросу или малорентабельными.
Такая ситуация может быть результатом либо плохой приспособленности продукции предприятия к условиям рынка, либо ее плохого качества (это собственный недостаток предприятия), либо плохой национальной или мировой отраслевой конъюнктуры (в этом случае данный фактор оказывает влияние на очень многие предприятия).
Какова бы ни была первопричина, отсутствие сбыта выражается в продолжительном увеличении запасов, и в уменьшении объема ликвидных средств. Для того, чтобы стимулировать продажи, предприятия могут удлинить сроки платежа, но в таком случае рост дебиторской задолженности приведет к сокращению наличных средств.
Сомнительные
клиенты, как правило, платят с опозданием
или не платят вообще. Они, несомненно,
являются причиной возникающих трудностей
с денежными средствами и вынуждают
предприятие прибегать к
Но
есть также дорогие клиенты, те которые,
являясь хорошими плательщиками, создают
для предприятия дополнительные
расходы (в частности, по издержкам
обращения) и косвенным образом
препятствуют его экономическому росту.
С такими клиентами предприятие,
конечно, выполняет объем продаж,
но почти без прибыли. Периоды
повышенного роста масштабов
деятельности в целом благоприятствуют
увеличению числа дорогих клиентов,
так как в эти периоды часто
снижается эффективность
Этот краткий обзор основных причин финансовых затруднений показывает их взаимосвязь, не смотря на то, что они достаточно разнообразны: одни коммерческие, другие технические, некоторые могут быть вызваны плохим управлением, а иные влиянием внешней среды. Одни из них находятся внутри самого предприятия, другие нужно искать за его пределами. В связи с этим необходимо принимать ряд конкретных управленческих решений для повышения финансовой устойчивости. А именно:
- отслеживание и налаживание работы по формированию запасов: нормирование или пересмотр в сторону снижения существующих нормативов;
- продажа (даже без получения прибыли) неиспользуемых запасов;
- продажа неиспользуемых основных средств или сдача их в аренду;
- сокращение непроизводственных расходов;
- особое внимание следует уделить предотвращению неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечению возврата долгов и снижению потерь при их невозврате:
1.
С целью обеспечения возврата
существующих долгов и
2.
С целью предотвращения
- разработать политику оценки кредитоспособности покупателей и избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, отрасли или страны, испытывающие серьезные финансовые трудности;
- периодически пересматривать предельную сумму услуг в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного;
- регулярно проводить анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- проводить анализ задолженности по видам услуг для определения невыгодных с точки зрения инкассации видов услуг;
- определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, с данными у конкурентов и с показателями прошлых лет;
- осуществлять мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.) для своевременного выявления негативных тенденций и принятия соответствующих мер для их устранения;
-
предоставлять скидки за сокращение сроков
оплаты текущей задолженности (спонтанное
финансирование) и наоборот, использовать
гибкое ценообразование для защиты предприятия
от инфляционных убытков.
Годом рождения ООО «Авангард» является 1929 год, когда в с.Дягилево на окраине Рязани была создана сельскохозяйственная артель «Авангард». С 1997 года хозяйство имеет статус племенного завода. ООО «Авангард» с четырьмя другими хозяйствами является акционерами молочного завода на Михайловском шоссе.
ООО «Авангард» сегодня – это племенной завод, многоотраслевое хозяйство по производству зерна, картофеля, яблок и ягод (земляники, малины, смородины, черноплодной рябины). С 1998 года в хозяйстве развивается свиноводство.
Административно
– хозяйственный центр
Наличие нескольких отраслей дает ООО «Авангард» реальную возможность развиваться. Так как конъюнктура рынка постоянно меняется, в разные годы разные виды продукции пользуются наибольшим спросим.
В
хозяйстве имеется крепкая
Таблица 1 – Основные экономические показатели ООО «Авангард», тыс. руб.
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2009 в % к 2007г. |
1.
Среднесписочная численность |
347 | 346 | 349 | 100,6 |
2. Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. | 334507 | 370299 | 469739 | 140,4 |
3. Выручка от продажи в действующих ценах, тыс. руб. | 158837 | 206485 | 241675 | 152,2 |
4. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 148268 | 143420 | 198311 | 133,8 |
5. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. | 54069 | 63065 | 43364 | 80,2 |
6. Фондоотдача, руб. | 0,43 | 0,55 | 0,52 | 120,9 |
7.Фондовооруженность, тыс.руб. | 776,1 | 916,6 | 1148,5 | 148 |
8.Производительность труда, тыс.руб. | 413,03 | 585,8 | 700,8 | 169,7 |
9. Рентабельность продаж %, | 0,3 | 0,3 | 0,17 | Х |
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Авангард» за 2007 – 2009 гг. выявил следующие положение дел.
Численность работников в 2009 году выросла на 2 человека по сравнению с 2007 годом и составила 349 человек.
Данные
таблицы показали, что в течение
3-х лет среднегодовая
Выручка от продажи товаров увеличилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом с 158837 тыс. руб. до 206485 тыс. руб., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом до 241675 тыс. руб. Увеличение выручки в % в 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло на 52,2 % .
Вместе с выручкой наблюдается рост себестоимости проданных товаров с 148268 тыс. руб. в 2007 году до 143420 тыс. руб. в 2008 году и 198311 тыс. руб. в 2009 году. Причем, увеличение себестоимости в % в 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло на 33,8%. Это говорит об увеличении затрат на 1 руб. проданных товаров. Не смотря на рост выручки от продажи товаров, прибыль от продажи в течение анализируемого периода имеет тенденцию снижения.
Производительность
труда 1 работника в 2009 году также выше,
чем в 2007 и 2008 гг. Данный факт объясняется
ростом выручки и ростом численности работником
и оценивается положительно, так как рост
производительности труда связан со ростом
интенсивности использования трудовых
ресурсов. В частности, от обеспеченности
предприятия трудовыми ресурсами и эффективности
их использования зависят объём продаж
и как результат – рост прибыли и ряда
других экономических показателей.
Таблица
2 – Агрегированный баланс, тыс.руб.
Актив | 2007 | 2008 | 2009 | Абсолютное отклонение | Темп роста | |||
тыс.руб | % к итогу | тыс.руб | % к итогу | тыс.руб | % к итогу | |||
1.Внеоборотные активы | 305709 | 65,4 | 377539 | 63,1 | 653135 | 69,6 | 347426 | 213,6 |
2. Оборотные активы, в том числе: | 161672 | 34,6 | 220805 | 36,9 | 284884 | 30,4 | 123212 | 176,2 |
2.1 Запасы | 124134 | 26,6 | 140252 | 23,4 | 201900 | 21,5 | 77766 | 162,6 |
2.2
Дебиторская задолженность |
17204 | 3,7 | 70157 | 11,7 | 67844 | 7,2 | 50640 | 394,4 |
2.3 Денежные
средства и краткосрочные |
14115 | 3 | 7641 | 1,3 | 12195 | 1,3 | -1920 | 86,4 |
Итого имущества | 467381 | 100 | 598344 | 100 | 938019 | 100 | 470638 | 200,7 |
Пассив | ||||||||
1.Собственный капитал | 374879 | 80,2 | 421388 | 70,4 | 465520 | 49,6 | 90641 | 124,2 |
2. Заемный капитал, в том числе: | 92502 | 19,8 | 176956 | 29,6 | 472499 | 50,4 | 379997 | 510,8 |
2.1Долгосрочные
обязательства, в том числе:
-непогашенные в срок |
72902 | 15,6 | 164576 | 27,5 | 446059 | 47,6 | 373157 | 611,9 |
2.2Краткосрочные
кредиты и займы, в том числе:
-непогашенные в срок |
- | - | - | - | - | - | - | - |
2.3Кредиторская задолженность | 19600 | 4,2 | 12380 | 2,1 | 26440 | 2,8 | 6840 | 134,9 |
Итого источников | 467381 | 100 | 598344 | 100 | 938019 | 100 | 470638 | 200,7 |
Информация о работе Анализ и управление финансовой устойчивостью в ООО "Авангард"