Анализ хозяйственной деятельности на примере ОАО «Московский завод «Сапфир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе внешнего финансового анализа для выявления существующих и потенциальных проблем с последующей разработкой рекомендаций по совершенствованию деятельности.
К основным задачам работы относятся:
исследование теоретических и методологических положений финансового анализа;
оценка финансового положения предприятия, на основе расчета количественных и качественных показателей, сравнении показателей с нормативными и рекомендуемыми значениями, а также определении тенденций изменений;
изучение причин изменения показателей, выявление взаимосвязи и взаимозависимости между ними, т.е. изучение совокупности факторов, влияющих на результаты работы;
определение направлений улучшения финансового состояния предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности.
Основными источниками информации при написании нашей выпускной работы послужили сведения регулятивно-правового и нормативно-справочного характера: законы, нормативные документы, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы; статьи периодических изданий, а также работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, таких как В.В. Ковалев, А.Д. Шеремет, Л.Т. Гиляровская, Э. Хелферт и других.
Расчетно-аналитические аспекты работы основаны на использовании таких методов финансового анализа, как вертикальный, горизонтальный, сравнительный, факторный анализ, а также анализ финансовых коэффициентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятия
1.1 Сущность, виды и задачи анализа финансовой деятельности предприятия……………………………………………………………………….6
1.2 Методы и приемы проведения анализа…………………………………...9
2. Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Московский завод «Сапфир»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Московский завод «Сапфир»……………………………………………15
2.2 Оценка и анализ имущественного положения и структуры капитала…………………………………………………………………………..16
2.3 Оценка и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности...19
2.4 Анализ финансовых результатов предприятия………………………...23
3. Направления улучшения финансового состояния ОАО «Московский завод «Сапфир»
3.1 Оценка влияния способов начисления амортизации на внутренний инвестиционный поток предприятия…………………………………………...26
3.2 Автоматизация анализа финансового состояния предприятии……...36
Заключение…………………………………………………………………….....41
Список использованной литературы………………………………………...…42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
    1. Методы  и приемы проведения анализа
 

     В процессе анализа используются различные  методы и приемы с учетом поставленных целей и задач, а также имеющихся  в распоряжении аналитика временных, информационных ресурсов, технического обеспечения. Метод экономического анализа – это способ познания хозяйственных процессов в их взаимосвязи, изменении и развитии.

     На  протяжении истории развития анализа  учеными и практиками были выработаны основные (стандартные) методы анализа  финансовой отчетности.

     Горизонтальный  (временной) анализ – сравнение позиции отчетности с предыдущим периодом, которое позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей. Заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста.

     Вертикальный (структурный) анализ. В основе вертикального анализа лежит иное представление отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру актива и пассива баланса с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. На практике объединяют горизонтальный и структурный анализы, на основе чего строится сравнительный аналитический баланс, который позволяет отслеживать структурные сдвиги в составе имущества и источников их покрытия, определить общие тенденции в изменении финансового положения предприятия. Этот метод позволяет также сглаживать негативное влияние инфляционных процессов.

     Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, – временной интервал. На основании чего строится линия, отражающую теоретическую динамику показателя. Подставив в уравнение регрессии порядковый номер планируемого года, рассчитывают прогнозное значение показателя.

     Сравнительный анализ – базируется на сопоставлении значений аналогичных показателей. Это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей фирмы с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми.

     Анализ  относительных показателей (коэффициентов). Это ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей. Базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей деятельности предприятия между собой, в процессе чего определяются относительные показатели, характеризующие отдельные результаты деятельности и финансового состояния предприятия.

     Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Он позволяет получить наиболее углубленную оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

     В основе анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния  факторов на изменение состояния объекта или явления. Именно с факторным анализом тесно связан процесс поиска резервов повышения результативности деятельности предприятия. Факторный анализ основан на исследовании ряда факторов, имеющих как положительное, так и отрицательное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Модель факторной системы – это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями. Существует два типа связей:

  1. функциональная (или жестко детерминированная). Каждому значению факторного признака соответствует определенное неслучайное значение результативного признака (модель Дюпона)
  2. стохастическая (или вероятностная). Каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т.е. определенное статистическое распределение (например, регрессионное уравнение).

     Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых  процедур:

  1. построение экономически обоснованной модели. Этот этап исключительно важен, т. к. неправильно построенная модель может привести к неправильным результатам. Смысл: любое расширение модели не должно противоречить логике связи «причина-следствие»;
  2. выбор приема факторного анализа;
  3. реализация счетных процедур;
  4. формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.

     Для оценки влияния факторов могут использоваться следующие методы.

     Дифференцирование. Метод предполагает, что общее  приращение результирующего показателя образуют слагаемые; значение каждого  из них определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная.

     Индексный метод. В статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности он является основой для оценки количественной роли отдельных факторов. Представляет собой отношение фактического показателя к базовому. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном периодах. Разница между числителем и знаменателем дает абсолютное значение влияния факторов.

     Интегральный  метод. При использовании этого метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений распределяется между факторами поровну в отличие от метода цепных подстановок, где большая часть остатка приходится на последний качественный фактор

     Метод цепных подстановок. Это один из наиболее распространенных методов факторного анализа. Его сущность – в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Полученный результат сравнивается с базовым значением результирующего показателя, что дает оценку влияния первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с предыдущим дает оценку влияния второго фактора. Процедура повторяется, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего фактора, введенного в модель. При использовании данного метода результаты существенно зависят от последовательности подстановки факторов. Правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем – качественных факторов. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

     Преобразование  основного алгоритма метода цепных подстановок позволяет выполнять  расчеты с использованием не абсолютных значений факторов, а их приращений, и сразу получать изменение результирующего  фактора.

     Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. Используются эти модели в случаях:

  • изучения факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную модель (например, уровень финансового левериджа);
  • изучения влияния сложных факторов, которые не могут быть выражены ни одним количественным показателем (например, уровень НТП)

     Математико-статистические методы строятся на синтезе трех областей: экономики, математики и статистики. Наиболее распространенным является корреляционно-регрессионный анализ. Корреляционный анализ – метод установления связи и измерения ее тесноты между наблюдениями. Корреляционной называется такая статистическая связь, при которой различным значениям одной переменной соответствуют разные средние значения другой. Основная особенность метода – установление факта степени тесноты связи, не вскрывая его причин. При регрессионном анализе через уравнение регрессии показывается, как в среднем изменяется результативный показатель у при изменении любого из независимых показателей (факторов) xi.

     И жестко детерминированные и стохастические модели имеют свои достоинства и  недостатки. Но существует одно принципиальное различие: стохастическое моделирование  позволяет выявить и оценить  влияние факторов, а жестко детерминированное моделирование – дать оценку влияния предварительно обособленных факторов. Например, проводя анализ с помощью регрессионной модели, можно включить в модель практически любое количество факторов. А методы статистики позволяют отсеивать незначащие факторы, т.е. в данном случае речь идет о поиске факторов с последующей оценкой степени их влияния. А в случае с жестко детерминированной моделью число факторов изначально ограничено, и не включенные факторы отбрасываются независимо от их значимости. 
 
 
 
 
 
 

    2.Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Московский завод «Сапфир» 

    1. Общая характеристика финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Московский завод «Сапфир»
 

     Объектом  анализа является открытое акционерное  общество «Московский завод «Сапфир». Завод был организован в 1931 году как мастерская по восстановлению перегоревших электрических лампочек, а вскоре становится заводом по производству кварцевых газосветных ламп. С 60-х годов завод перешел на производство продукции полупроводниковой электроники.

     ОАО «Сапфир» имеет пакет акций в ЗАО «Терминал-ЮГ» (45%), ОАО «Оптроника» (0,42%), ЗАО «Пансионат Кастрополь» (3%).

     Предприятие является самостоятельным хозяйственным  субъектом, не имеет ни дочерних обществ, ни материнских компаний. Территориально предприятие располагается в г. Москва в ЮАО, где расположены как административные помещения, так и непосредственно производственные цеха. Предприятие имеет на балансе непроизводственные основные фонды, а именно объекты общественного питания, здравоохранения и физкультуры.

     Основным  видом деятельности общества является:

  • выпуск товаров производственно-технического назначения. «Сапфир» является серийным производителем полупроводников, выпускает преобразователи частоты, ультразвуковые ванны. Подобные товары используются в оптике, медицине, машиностроении, в электронной, химической промышленности.

     Наблюдается ежегодный прирост выручки от реализации продукции, однако в то же время затраты на 1 рубль реализованной  продукции ежегодно повышаются, в результате чего чистая прибыль предприятия падает. Среднесписочная численность производственного персонала увеличилась и составляет на 2009 г. – 845 человек, причем прирост персонала происходит ежегодно. Также наблюдается рост среднемесячной зарплаты на 1 рабочего.

     Динамика  основных экономических  показателей

Наименование  показателя 2006 2007 2008 2009
Выручка от реализации товаров, работ и услуг, тыс. руб. 127369 176721 220139 233558
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб. 68257 122692 166026 192435
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. 53,6 69,4 75,4 82,4
Прибыль от продаж, тыс. руб. 59112 54029 54113 41123
Чистая  прибыль, тыс. руб. 53683 41980 40209 26390
Среднесписочная численность ППП, чел. 687 691 738 845
Среднемесячный доход на 1 работника ПП, руб. 1757 2840 6135 7986

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на примере ОАО «Московский завод «Сапфир»