Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 01:03, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение финансового состояния избранной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы по составлению бухгалтерской отчетности и приложений к нему, а также по методике финансового анализа.
2. Провести анализ финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» и выявить положительные и отрицательные стороны финансовой деятельности организации.
Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность в системе экономической информации 6
1.1. Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав 6
1.1.1 Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности. 10
1.1.2. Приложения к бухгалтерскому балансу, содержание и порядок формирования 27
1.2. Значение бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и требования, предъявляемые к ней 52
2. Методика проведения анализа финансового состояния 63
2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния 63
2.2. Анализ финансовой структуры баланса 69
2.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости организации 69
2.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса 75
и финансовой устойчивости организации 75
2.2.3. Оценка деловой активности 80
2.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации 85
2.2.5. Анализ прибыли и рентабельности 91
2.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства организации 94
3. Методика проведения анализа финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» 99
3.1. Общая технико-экономическая характеристика ТУП «БелТехноСервис» 99
3.2. Анализ структуры баланса ТУП «БелТехноСервис» 104
3.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости 104
3.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости ТУП «БелТехноСервис» 108
3.2.3. Оценка деловой активности ТУП «БелТехноСервис» 112
3.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности 113
3.2.5. Анализ прибыли и рентабельности ТУП «БелТехноСервис» 116
3.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства ТУП «БелТехноСервис» 118
Заключение 123
Список использованных источников 127
Приложения 130
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Бухгалтерская отчетность в системе экономической информации
1.1. Порядок составления бухгалтерской отчетности и ее состав
1.1.1 Бухгалтерский баланс как одна из форм бухгалтерской отчетности.
1.1.2. Приложения к бухгалтерскому балансу, содержание и порядок формирования
1.2. Значение бухгалтерской отчетности в системе экономической информации и требования, предъявляемые к ней
2. Методика проведения анализа финансового состояния
2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния
2.2. Анализ финансовой структуры баланса
2.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости организации
2.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса
и финансовой устойчивости организации
2.2.3. Оценка деловой активности
2.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации
2.2.5. Анализ прибыли и рентабельности
2.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства организации
3. Методика проведения анализа финансового состояния ТУП «БелТехноСервис»
3.1. Общая технико-экономическая характеристика ТУП «БелТехноСервис»
3.2. Анализ структуры баланса ТУП «БелТехноСервис»
3.2.1. Анализ активов и оценка рыночной устойчивости
3.2.2. Оценка ликвидности бухгалтерского баланса и финансовой устойчивости ТУП «БелТехноСервис»
3.2.3. Оценка деловой активности ТУП «БелТехноСервис»
3.2.4. Анализ платежеспособности и кредитоспособности
3.2.5. Анализ прибыли и рентабельности ТУП «БелТехноСервис»
3.2.6. Прогнозирование финансового состояния и диагностика вероятности банкротства ТУП «БелТехноСервис»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тема дипломной работы: «Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния предприятия на примере ТУП «БелТехноСервис» Яцковского А.В.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что переход к рыночной экономике требует от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансового состояния организации. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния организации являются данные финансовой отчетности. Для того чтобы принять решение, необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность организации, ее финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей нужна для эффективного управления организацией. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности. Финансовая отчетность является по существу «лицом» организации.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность дает возможность более глубоко изучить внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного организации, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить финансовое положение потенциальных партнеров.
Основным составляющим отчетности является бухгалтерский баланс организации. Бухгалтерский баланс дает представление об имуществе организации, за счет каких источников оно сформировано, какие организация имеет резервы и долги.
Объектом исследования избрана организация ТУП «БелТехноСервис».
Предмет исследования – бухгалтерский баланс данной организации и анализ ее финансового состояния.
Целью дипломной работы является изучение финансового состояния избранной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы по составлению бухгалтерской отчетности и приложений к нему, а также по методике финансового анализа.
2. Провести анализ финансового состояния ТУП «БелТехноСервис» и выявить положительные и отрицательные стороны финансовой деятельности организации.
3. На основании результатов анализа дать предложения по улучшению финансового состояния организации.
В первой главе дипломной работы приводится состав и содержание бухгалтерской отчетности и порядок ее формирования.
Во второй главе рассматривается методика проведения анализа финансового состояния организации, приводятся коэффициенты, на основании которых можно сделать выводы о финансовом состоянии.
В третьей главе дипломной работы проводится анализ финансового состояния ТУП «БелТехноСервис», даны предложения по его улучшению.
Основными источниками информации для написания дипломной работы явились годовая бухгалтерская отчетность за 2003г. – 2005г. ТУП «БелТехноСервис», экономическая литература, нормативная база Республики Беларусь.
Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях их использования [14, c.528].
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность форм отчетности, характеризующих имущественное и финансовое положение организации за отчетный период в удобной и понятной форме.
По периодичности составления бухгалтерской отчетности различают годовую и промежуточную [14, c. 529].
Промежуточная – включает отчетность за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев. Ее называют периодической бухгалтерской отчетностью. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ периодической отчетности позволяет определить и быстро исправить недостатки в работе, предотвратить их накопление в дальнейшем.
Годовая бухгалтерская отчетность характеризует все стороны хозяйственной деятельности и финансовые результаты работы субъекта хозяйствования.
В зависимости от объема отчетность бывает первичной и сводной. Первичные отчеты составляются по данным текущего учета. Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями путем обработки первичной отчетности подведомственных организаций. Она содержит обобщенные показатели деятельности вышестоящей организации. В сводные отчеты включают отчетность подчиненных ей организаций на конец отчетного периода. Сводная отчетность составляется по тем же формам, что и отчетность организаций [15, c.402].
Бухгалтерская отчетность составляется на основании синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами, использует также данные оперативной и статистической отчетности. В республике Беларусь введена новая бухгалтерская отчетность, которая в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета и отвечает условиям рыночной экономики. Взаимоотношения организаций в области их снабженческой, производственной и сбытовой деятельности универсальны. В связи с этим установлены единые нормы бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и предоставления для организаций всех отраслей народного хозяйства, являющихся юридическими лицами, независимо от их форм собственности.
Организация составляет самостоятельный баланс по всем видам деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.
Годовая бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки эффективности работы организации. Типовые и специализированные формы ее устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь и регламентируются Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и Порядком заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности [1].
Субъекты хозяйствования представляют годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме типовых форм [2]:
- Бухгалтерский баланс (ф. 1);
- Приложение к бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках» (ф. 2);
- Приложение к бухгалтерскому балансу «Отчет о движении источников собственных средств» (ф. 3);
- Приложение к бухгалтерскому балансу «Отчет о движении денежных средств» (ф. 4);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 6) «Отчет о целевом использовании полученных средств»;
- Пояснительная записка и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.
При составлении годовой бухгалтерской отчетности заполняются все прилагаемые формы отчетности, за исключением субъектов малого предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций.
Промежуточной месячной бухгалтерской отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Составление указанных форм бухгалтерской отчетности за установленные отчетные периоды обязательно для всех организаций, за исключением некоммерческих организаций.
Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках может по усмотрению учредителей или вышестоящей организации включать отчет о движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу.
В дополнение к промежуточной отчетности по решению руководителя организации могут составляться формы отчетности для управления, утвержденные приказом руководителя организации.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, при внесении дополнительных реквизитов и показателей в формы бухгалтерской отчетности должны соблюдать структуру форм, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь.
Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в случае отсутствия соответствующих данных бухгалтерского учета имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку и аудиторское заключение.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных - не представлять отчет о движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу. Некоммерческие организации в состав промежуточной бухгалтерской отчетности включают отчет о целевом использовании полученных средств.
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, работ, услуг, промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Общественными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка.
Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
Важнейшим элементом бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс.
Баланс это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества организации по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату [14, c.539].
На практике бывают различные виды балансов в зависимости от их порядка составления и заполнения.
Вступительный баланс - составляется при создании нового или реорганизованного ранее действовавшего юридического лица.
Сводный баланс - составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Таки балансы, в основном, используются министерствами, ведомствами, концернами.
Сводно-консолидированный баланс составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных субъектов хозяйствования, взаимосвязанных между собой экономически. Такими балансами пользуются холдинговые компании, головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами.