Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:28, реферат
Контрреформы в России - это ряд мероприятий императора Александра Ш, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления самодержавия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг.
Главное место в системе контрреформ занимало "Положение о земских начальниках" 1889 года, которое должно было вернуть помещикам вотчинную власть, ослабленную в результате крестьянской реформы. В руках земских начальников сосредотачивалась вся полнота судебной и административной власти в уезде.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
«Кафедра
налогообложение, предпринимательства и права»
РЕФЕРАТ
Тема: «Земские
контрреформы Александра III»
Выполнила :Валеева В.А.
Проверила :Князева
Ю.А.
Кемерово 2011
Контрреформы в России - это ряд мероприятий императора Александра Ш, проведенных в 1889-1894 гг. с целью укрепления самодержавия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 60-70 гг.
Главное
место в системе контрреформ
занимало "Положение о земских
начальниках" 1889 года, которое должно
было вернуть помещикам
Им полностью было подчинено крестьянское самоуправление. Мировые судьи в уездах упразднялись и подсудность их дел перешла к земским начальникам (частично к волостным судам).
Земский
начальник обладал широкими
Пользуясь
такими правами, земские
Один из
важных актов в цикле контрреформ — новое
положение о губернских и уездных земских
учреждениях от 12 июня 1890 г. Оно имело целью
подорвать демократические основы земской
реформы 1864 г., т.е. всесословность и выборность,
и, как выразился С.Ю. Витте, «одворянствовать»
земство. Только таким путем царизм рассчитывал
приручить земство или, по крайней мере,
пресечь его «либеральничанье». Между
тем губернаторы отовсюду жаловались
царю на «вредное направление земства»,
которое они усматривали в том, что земские
учреждения «возбуждают и подвергают
обсуждению дела, не входящие в круг их
ведения», т.е. главным образом защищают
россиян от злоупотреблений властью со
стороны царской администрации. На подобной
жалобе вятского губернатора в 1886 г. Александр
III пометил: «Почти везде то же самое».
Особенно раздражали царя почерпнутые
им из губернаторских отчетов факты «систематического
препирательства» земских учреждений
«почти со всеми правительственными установлениями:
с губернатором, с полицией, с судебными
следователями и Министерством юстиции,
с духовенством, с инспекцией народных
училищ и с учебным округом». Так обрисовал
в своем отчете за 1884 год деятельность
Череповецкого земства новгородский губернатор
А.Н. Мосолов. Александр III на полях его
отчета грозно вопросил: «Какие же меры
приняты правительством против этого
безобразия?»
По новому
положению выборность крестьянских
представителей в земство упразднялась.
Отныне крестьяне могли избирать
только кандидатов, а из них администрация
губернии (как правило, те же земские
начальники) назначала гласных, т.е.
депутатов земства. Далее, бессословная
избирательная курия
Все эти меры так связали руки местному самоуправлению, что оно теперь казалось более декоративным, чем деловым. Однако со временем выяснилось, что необратимый процесс обуржуазивания дворянства расстроил планы царизма реакционизировать земство путем его одворянствования. Среди земцев-дворян, вопреки надеждам реакции, тоже преобладали не охранители, а либералы. Можно согласиться с П.А. Зайончковским в том, что «земская контрреформа, несмотря на усиление правительственной опеки и на увеличение численности дворянства, не изменила оппозиционной сущности земских органов», хотя и очень затруднила их деятельность. Показателен такой факт: только за один год, с ноября 1891 по ноябрь 1892 г., губернские по земским делам присутствия отменили 116 решений губернских и уездных земских собраний в 11 губерниях.
Вслед за земской была проведена в том же духе и городская контрреформа. 11 июня 1892 г. Александр III утвердил новое городовое положение вместо городской реформы 1870 г., которую он расценил как «нелепость». Теперь были лишены избирательных прав не только рабочие, как в 1870 г., но и вообще все горожане без недвижимой собственности: квартиросъемщики, приказчики, мелкие торговцы. Резко уменьшилась политическая правомочность средней буржуазии. Например, в Киеве из 7 тыс. домовладельцев 5 тыс. были лишены избирательных прав. Всего же по 132 городам с населением в 9,5 млн. человек сохранили избирательные права по закону 1892 г. лишь 100 тыс. горожан (1,05 %). Отныне в городском управлении главенствовали не торгово-промышленные круги, как ранее, а владельцы недвижимого имущества, т.е. прежде всего крупные домовладельцы, каковыми являлись преимущественно все те же дворяне и чиновники.
Тем не менее городское, как и земское, управление было поставлено под еще более жесткий контроль администрации, чем ранее. Если городовое положение 1870 г. вверяло губернатору надзор «за правильностью и законностью действий» городских органов, то по закону 1892 г. губернатор мог направлять «оные действия согласно государственной пользе»[2]. Министр внутренних дел И.Н. Дурново удовлетворенно констатировал, что новое городовое положение согласовано «с земским в новом его строе».
Однако и городская контрреформа не вполне удалась царизму. «Лишив избирательных прав представителей мелкой буржуазии (местных торговцев, приказчиков), закон 1892 г. усилил в /322/ городских думах роль владельцев недвижимой собственности, а также представителей учреждений, владевших в городах недвижимой собственностью, — заключал П.А. Зайончковский. — Тем самым увеличился в городских думах, а следовательно и управах, процент лиц со средним и высшим образованием. Это, естественно, увеличивало и процент оппозиционных элементов, т.е. представителей либеральной интеллигенции».