Законодательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности и содержания законодательного процесса.

Задачей будет рассмотрение следующих вопросов:

Понятие и сущность законодательного процесса;
Стадии законодательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Понятие законодательного процесса………………………………………………….4
Правотворчество………………………………………………………………….…….7
Законотворчество…………………………………………………………………….…9
СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение……………….….11
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой………………………………………………………………………………..…14
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой…………………………………………………………………………….…….20
Рассмотрение законов в согласительной комиссии…………………………..…….26
Президент РФ в законодательном процессе…………………………………….…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 59.73 Кб (Скачать)
 

Законодательный процесс 
 

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    1. Понятие законодательного процесса………………………………………………….4
    2. Правотворчество………………………………………………………………….…….7
    3. Законотворчество…………………………………………………………………….…9
  2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    1. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение……………….….11
    2. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой………………………………………………………………………………..…14
    3. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой…………………………………………………………………………….…….20
    4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии…………………………..…….26
    5. Президент РФ в законодательном процессе…………………………………….…..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………..……..36 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время общество постоянно  сталкивается с законодательными актами, которые:  регламентируют, запрещают, дозволяют,  устанавливают наказания  за их нарушение и устанавливают какие-либо нормы. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает от различных посягательств. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социальной структуры, непосредственно влияя на людей, и их взаимодействие друг с другом.

     Исходя  из этого мною выбрана тема «Законодательный процесс» в качестве курсовой работы.

      Проблематику  подготовки и принятия законов в  правовом государстве можно разделить  на три предметных сферы:

  • проблемы политического характера, законодательной политики;
  • проблемы организации законодательного процесса;
  • проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации – т.е. "проблемами юридической техники" (Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.С.72..).

     Целью данной работы является исследование сущности и содержания законодательного процесса.

     Задачей будет рассмотрение следующих вопросов:

  1. Понятие и сущность законодательного процесса;
  2. Стадии законодательного процесса.
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие законодательного процесса

     Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая  особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным  актам - судят о государстве в  целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна  именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

     Одним из важных условий совершенствования  законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.

     Значимая роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

      Принятие  закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

      Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

      С общепринятой точки зрения Конституция  РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

      Говоря  о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения» ( Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 128.).

     Закономерно было бы рассматривать законодательный  процесс как часть процесса правообразования. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования,

     Комплексный подход к правотворчеству требует  развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам. Законотворчество – основное звено правотворчества. Правотворчество начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.

     Согласно  традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). 
 
 

1.2 Правотворчество

     Правотворчество - одно из основных звеньев механизма  правового регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

     Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

     Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо  и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

     Законность  правотворчества. Вся правотворческая  работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции РФ. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.

     Научный характер правотворчества и его  связь с правоприменительной практикой. Требования этого принципа в том, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни.

     С учетом субъектного состава органов  можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

     Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы президента, постановления Правительства).

     Санкционированное правотворчество - это разрешенная  государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций, результатом которой являются исключительно подзаконные акты.

     Референдум  проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

     Таким образом, «правотворчество» представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества (Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – С. 369.). 
 

     1.3 Законотворчество

     Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов), их систематизации.

     Успешная  деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и право, реализующая практика.

Информация о работе Законодательный процесс