Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:49, контрольная работа
Политический контроль за деятельностью органов местной власти осуществляют вышестоящие органы государственной власти. Депутаты представительного органа муниципального образования также могут осуществлять контроль деятельности местной администрации и влиять на эффективность, оперативность и законность.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Политический контроль
Политический контроль за деятельностью органов местной власти осуществляют вышестоящие органы государственной власти. Депутаты представительного органа муниципального образования также могут осуществлять контроль деятельности местной администрации и влиять на эффективность, оперативность и законность. При всенародном волеизъявлении оценку результатов деятельности местных властей выносит непосредственно население муниципального образования. Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.
Административный контроль
Особенностью
В системе территориальных органов государственной власти существует специальная система надзора вышестоящих органов власти за деятельностью нижестоящих.
Правовой надзор законности
деятельности внутрирайонных муниципальных
образований, их союзов и целевых
объединений от имени государства
может осуществлять глава муниципального
образования района. В этом случае
вышестоящим органом
Правовой надзор деятельности
районов и муниципальных
Органами государственного специального надзора в конкретных областях возложенной сферы деятельности муниципальных образований, а также их союзов и целевых объединений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями в законодательном порядке. Вышестоящим и высшим органом государственного специального надзора деятельности муниципальных образований, союзов и целевых объединений муниципальных образований является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Органы государственного специального надзора осуществляют надзорную деятельность исключительно в сфере возложенных задач муниципальных образований. В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных задач органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления;
— при невыполнении возложенных
задач муниципальных
— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);
— вносить в случаях, если органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления в органы государственного правового надзора.
Органы государственного специального надзора не имеют права на вмешательство в дела местного сообщества за пределами их компетенции. Они также не вправе отдавать органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению местных задач.
Орган государственного правового надзора по собственной инициативе или по представлению органов государственного специального надзора обязан опротестовать противоправные решения местных властей, решения органов управления союзов и целевых объединений муниципальных образований и требовать их отмены или изменения. При невыполнении собственных обязательных задач и возложенных задач муниципальных образований или обязательств, при нарушении в выполнении уставных задач союзов и целевых объединений муниципальных объединений орган государственного правового надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, органы управления союзов и целевых объединений муниципальных образований к принятию необходимых мер.
Местное самоуправление может подавать административно-судебной власти жалобы на решения исполнительных органов государственной власти, принятые хотя и на основании законов, но повлекшие за собой нарушение права на самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционности законов. Если судебный орган при рассмотрении дела в любой инстанции пришел к выводу о несоответствии закона, примененного в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, то он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Инициатива административного контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий местной власти физические или юридические лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа местной власти с жалобой на действия местных органов власти, просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.
В отдельных случаях в
целях гласности и
Судебный контроль
Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок, от несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий местных властей. Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, чем другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Судебная форма контроля действий местных властей является самой объективной, но в то же время самой медленной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.
Публичный контроль
Для осуществления реального и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие органы и заинтересованные лица могли легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой системы административного контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм контроля административной деятельности необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной власти, то есть гласность ее работы.
Важным средством обеспечения
публичного контроля является опубликование
актов местного самоуправления. Это
позволяет заинтересованным физическим
и юридическим лицам получить
необходимую им информацию, которой
их часто пытаются лишить. Информированность
общественности создает предпосылки
к тому, что если решение местных
органов власти противоречит интересам
населения, носит незаконный характер,
то такое решение будет обжаловано
с помощью средств судебного,
административного или
Информация о работе Виды контроля за деятельностью местных органов власти