Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть уровень жизни населения и произвести его анализ на примере Мурманской области.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие, сущность и значение уровня жизни населения;
— определить методологию измерителей уровня жизни населения;
— произвести анализ уровня жизни населения мурманской области.
Объектом настоящего исследования является: уровень жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1 Социально-экономическое содержание категории уровень жизни населения 5
1.2 Основные показатели уровня жизни 7
1.3 Факторы, влияющие на уровень жизни 8
2 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 11
2.1 Расчет индикаторов уровня и качества жизни населения 11
2.1.1 Индикаторы уровня жизни 12
2.1.2 Индикаторы качества жизни 17
2.2 Взаимосвязь доходов и потребления. Закон Энгеля 20
3 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 21
3.1Стандарты уровня жизни населения 21
3.2 Показатели уровня жизни населения Мурманской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Таким
образом, обеспечение достойного
уровня жизни является задачей,
объективно стоящей сегодня
перед Правительством России. Главной
целью государственной политики
в сфере социально-трудовых
отношений должно быть обеспечение
каждому трудоспособному человеку
условий, позволяющих ему своим
трудом поддерживать необходимый
уровень жизни.
Повышение уровня и качества жизни является социально приоритетной целью политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макроуровнях и микроуровнях.
Повышение уровня и качества жизни — результат экономического роста и его условие. Для современного производства требуются не только принципиально новая техника и технология, но и высококвалифицированные работники, собственники человеческого капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, больше тратится средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку. Уровень и качество жизни у них должны быть гораздо выше, чем у людей, просто обеспечивающих свое выживание.
Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.
Потребности людей разнообразны. Потребность — это необходимость в жизненных средствах, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления.
Рост уровня жизни создает возможности для улучшения качества жизни, его материальную базу. Но условия, необходимые для улучшения качества жизни, не ограничиваются уровнем потребления товаров и услуг. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития — среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д.
В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.
Для разработки и решения текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамике, тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам, по социально-демографическим группам населения, осуществлять международные сопоставления.
Интегральными индикаторами уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников. Реальные доходы населения Др определяются посредством деления общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:
где Дд — общая сумма денежных доходов населения;
— индекс потребительских цен.
Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.
Реальные доходы без учета услуг — часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Реальные доходы с учетом услуг — часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период — индекс потребительских цен.
Реальная заработная плата работников — составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:
где ЗПр — реальная заработная плата,
ЗПн — номинальная заработная плата;
— индекс потребительских цен.
В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.
Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
— распределение населения по уровню среднедушевых доходов — показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
— распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;
— децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
— коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации — соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации;
— коэффициент дифференциации заработной платы — соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.
Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
Рисунок 2.1 – Кривая Лоренца
Прямая линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей — 40% доходов и т.д. Кривая ОВ показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.
Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения — отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.
В России на долю 20% наименее обеспеченных приходится 6% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных — 47%. Это соотношение близко к среднему по странам. Аналогично распределены доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наиболее и наименее обеспеченных людей — в Словакии (12% к 31%), Чехии (10% к 37%), Венгрии (9% к 37%). В ряде развивающихся стран это соотношение намного выше — в ЮАР (3% к 63%), Чили (3% к 61%), Мексике (4% к 51%).
Коэффициент Джини в России составляет 38%, что также находится на среднем уровне. Это ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (50%), но выше, чем в Венгрии (17%), Словакии (19%), Чехии (26%), Польше (27%).
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг — надушу населения, семью, по социальным группам, регионам, — показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами.
При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.
К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов — ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):
где Iж — индекс ожидаемой средней продолжительности жизни;
Iо — индекс уровня образования;
ВВП/Н — валовой внутренний продукт на душу населения.
Он варьируется от 0,252 в Эфиопии до 0,960 в Канаде.
В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран — Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах — Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили — свыше 0,8.