Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:06, контрольная работа
Проблема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.
Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня.
Введение 3
1. Понятие, формирование, объекты и субъекты
муниципальной собственности 4
2. Система управления муниципальной собственностью 8
3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной
собственностью 12
Тест 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
Введение 3
1. Понятие, формирование, объекты и субъекты
муниципальной
собственности
2. Система управления муниципальной собственностью 8
3. Нормативно-правовые основы управления муниципальной
собственностью
Тест 16
Заключение 17
Список
использованной литературы 18
Введение
Проблема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.
Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня.
Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ». Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.
Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Таким
образом, рост и развитие муниципального
образования невозможно без грамотного
и эффективного управления муниципальной
собственностью. Особенную актуальность
данная тема приобретает в современных
условиях, когда количество муниципальной
собственности сокращается, и во многих
случаях ситуация в муниципальных образованиях
определяется тем, насколько правильно
производится управление оставшимися
объектами муниципальной собственности.
1. Понятие, формирование, объекты и субъекты муниципальной собственности
Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.
Формирование
муниципальной собственности
1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
5) при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством [9, с. 361].
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
На основании этой статьи и других норм российского законодательства рассмотрим, кто является субъектом и что является объектом права муниципальной собственности
Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.
Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 29 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» права собственника в отношении муниципального имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно [12, с. 470].
Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Но при этом собственником, а значит и субъектом права остается все население муниципального образования.
Как
уже отмечалось, согласно ст. 215 ГК РФ
под муниципальной
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующий состав муниципальной собственности:
Общий подход к формированию состава объектов муниципальной собственности может основываться на принципе их соответствия исполняемым на уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами ведения местного самоуправления, определенными федеральным законодательством.
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности.
В
большинстве субъектов
Более
детально состав муниципальной собственности
определяется в уставах муниципальных
образований.
2. Система управления муниципальной собственностью
Рассмотрим подходы по управлению муниципальной собственностью, которые позволяют органам местного самоуправления принимать обоснованные решениям и предполагают рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальной собственностью.
Выделяются общие и частные принципы.
Общие принципы определяют статус муниципального управления в системе местного самоуправления, его органов и должностных лиц, а так же характер и содержание их деятельности.
Частные – определяют осуществление отдельных функций управления.
Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:
Прямое управление
При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. А также правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия и запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Муниципально-подрядная система
При
муниципально-подрядной
В российской Федерации этот метод регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Муниципально-арендная система
Применяется
не с целью избавления органов
местного самоуправления от расходов
по эксплуатации имущества, а лишь при
условии невозможности
Муниципальное имущество на определенный срок сдается в аренду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений местных органов власти по решению тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования [11, с. 241].