Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:07, курсовая работа
В качестве объекта в данной работе выступают совокупность правоотношений, складывающихся в процессе реализации общих принципов организации местного самоуправления в сфере правового регулирования реформирования его территориальных основ.
Предметом - являются нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в Российской Федерации, в частности, процессы реформирования территориальных основ местного самоуправления в современный период.
Введение
Глава 1. Законодательные основы территориальной организации МСУ
1.1 Становление территориальных основ МСУ
1.2 Законодательные основы местного самоуправления, виды и их характеристика.
Глава 2. Глава 2. Установление и изменение границ муниципальных территорий.
2.1 Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
2.2 Установление и изменение границ муниципальных образований.
Заключение.
Список литературы.
Конституция Российской Федерации
1993 года определила концептуальные основы
построения новой системы местного
самоуправления, выделила местное самоуправление,
как самостоятельную форму
Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.
С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации структура
органов местного самоуправления, учитывая
местные особенности и
Организационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица.
На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года признано " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".[5]
Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.
Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.[1]
В сентябре 1997 года был принят
Федеральный Закон "О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации". Он определил
основные направления и принципы
организации местных финансов, установил
источники формирования направления,
использования финансовых ресурсов
местного самоуправления, основы бюджетного
процесса в муниципальных образованиях
и взаимоотношения органов
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
Таким образом, выделяются три
основных, объективно сложившихся этапа
становления организационно-
-. первый этап - с 1990 по 1993 год
- второй этап - с 1993 по 1995 год
- третий этап - с 1995 - по настоящее время[7]
Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.[3]
Таким образом, процесс становления
правовых основ организации
1.2 Законодательные основы местного самоуправления, виды и их характеристика
Под муниципальным образованием
иногда понимают полноправное, самоуправляющееся
содружество с собственной
Согласно ст. 131 Конституции
Российской Федерации местное
В отличие от предшествующего
Закона Федеральный закон от 6 октября
2003 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (ст. 10) четко выделяет
пять видов муниципальных
Таким образом, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничивает компетенцию субъектов Российской Федерации, которые прежде самостоятельно определяли критерии установления территорий местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября
2003 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (ст. 11) впервые на федеральном
уровне закрепил подробный перечень
требований к установлению и изменению
границ муниципальных образований.
Традиционно порядок
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 11) закрепил следующие принципы определения границ муниципального образования.
Территория субъекта Российской
Федерации разграничивается между
поселениями. Исключение в данном случае
составляют только территории с низкой
плотностью сельского населения. Таким
образом, не может быть территории субъекта
Российской Федерации, на которой не
осуществлялось бы местное самоуправление.
Так, в Постановлении
Территории всех поселений,
за исключением территорий городских
округов, а также возникающие
на территориях с низкой плотностью
населения межселенные
По мнению большинства исследователей, двухуровневая модель позволит обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал. Кроме того, данная модель позволит выстроить оптимальную систему взаимодействия органов местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти.
Необходимо отметить, что
при двухуровневой структуре
местного самоуправления следует исключить
прямую подчиненность одних
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" впервые вводит понятие межселенных территорий, понимая под ними территории с низкой плотностью населения.[8]
Территорию поселения составляют следующие земли:
а) исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования;
б) территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
в) рекреационные земли;
г) земли для развития поселения.
Таким образом, муниципальное образование определяется как населенная территория. Следовательно, квалифицирующим признаком муниципального образования является наличие населения.
В состав территории городского поселения могут входить:
а) один город или один поселок городского типа;
б) территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения;
в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. (Данные территории должны быть внесены в генеральный план городского поселения.)[5]
Закон предусматривает два варианта территориальной организации сельского поселения, в состав которого могут входить:
1) один сельский населенный
пункт или поселок с
2) объединенные общей
территорией несколько
Численность населения является важным фактором при определении статуса муниципального образования. Закон вводит ограничение по численности населения. Так, сельским поселением может являться один населенный пункт с численностью более 1000 человек или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, с численностью менее 1000 человек каждый.
Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения, т.е. не является самостоятельным муниципальным образованием. Вместе с тем из этого правила возможны и исключения.
Не менее важным фактором при определении типа муниципального образования является плотность населения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает критерий определения территорий высокой плотностью населения. К ним относятся территории, плотность населения в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации.[5]
Перечень субъектов Российской
Федерации и отдельных районов
субъектов Российской Федерации (в
существующих границах), относящихся
к территориям с высокой
Кроме того, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вводит критерий определения территорий с низкой плотностью населения. Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. Так, например, в Приволжском федеральном округе к территориям с низкой плотностью населения отнесены: в Республике Марий Эл - Килемарский и Юринский районы, в Пермской области - Горнозаводский и Красновишерский районы. Примером также могут служить территории Крайнего Севера. Субъектом инициативы внесения изменений в данный Перечень территорий могут быть органы государственной власти субъектов Российской Федерации.