Территориальное общественное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Описание работы

Одним из главных условий успешного становления и развития местного самоуправления является самоорганизация населения для решения своих проблем.
Самоорганизация населения – одна из демократических форм объединения индивидов или их общностей для рационального достижения тех или иных целей с помощью наиболее демократических методов по решению того же коллектива (сообщества) людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Раздел I Теоретические основы территориального общественного
самоуправления………………………………………………….6
Раздел II Проблемы территориального общественного самоуправления
и пути их разрешения…………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..14
Список источников и литературы………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

тосы.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 

ЛИТВИНЕНКО  Анна Сергеевна 
 
 
 
 
 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

студента  группы 190708

специальности «Государственное и муниципальное  управление»

по дисциплине «Муниципальное право» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель – 

стр. пр. Зотов А.П.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород 2010 
 
 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3 

     Раздел  I Теоретические основы территориального общественного     

                     самоуправления………………………………………………….6 

     Раздел  II Проблемы территориального общественного самоуправления  

                       и пути их разрешения…………………………………………12 

     Заключение………………………………………………………………..14 

     Список  источников и литературы………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одним из главных условий успешного  становления и развития местного самоуправления является самоорганизация  населения для решения своих  проблем.

     Самоорганизация населения – одна из демократических  форм объединения индивидов или  их общностей для рационального достижения тех или иных целей с помощью наиболее демократических методов по решению того же коллектива (сообщества) людей.

     Российская  Федерация является самым большим  по площади государством в мире с  населением, по количеству, уступающим некоторым странам. Управление таким большим государством вызывает определенные трудности. Исходя из смысла ст. 5 и 12 Конституции РФ, управление государством осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном, причем на местном уровне управление осуществляется гражданами самостоятельно. Поэтому для наиболее удобного и рационального управления страной нужно гражданам давать право на самоорганизацию для решения близких им проблем, а так же давать возможность принимать участие в решении вопросов как местного значения, так и вопросов, касающихся государства в целом.

     Самая массовая форма самоорганизации  населения по месту жительства –  территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Формирование органов ТОС позволит реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной конкретной территории.

     Становление территориального общественного самоуправления в России – процесс длительный, требующий тщательного изучения и корректировки.  Однако есть надежда, что через ТОС, которое является для населения наиболее понятным, доступным и управляемым, граждане приобщатся к демократическим ценностям и идеям, станут более ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории. В этом и заключается актуальность изучения данного вопроса.

     На  современном этапе изучением  данного вопроса занимается довольно широкий круг авторов, которые в  своих работах пытаются обобщить данные, проанализировать проблемы в  сфере ТОС и предложить рекомендации по преодолению возникающих проблем. Однако мнения исследователей по поводу целесообразности создания территориального общественного самоуправления расходятся. Так, например, Т. М. Говоренкова опровергает целесообразность распространения местного самоуправления на территориальный уровень  с включением в него ТОСов в качестве низшего звена: «Если ТОСы являются органами власти, то они неизбежно окажутся в зависимости от вышестоящих уровней власти, которая будет определять пути их развития…».

     А вот  С. А. Васильев, напротив, убежден, что для более эффективного управления необходимо в каждом населенном пункте организовать территориальное общественное самоуправление, делегировав ТОС органами государственной власти и местного самоуправления более широкого круга полномочий, ныне закрепленного в законодательстве.

     Данный  вопрос остается открытым для дальнейшего  изучения, так как вообще местное  самоуправление существует не само по себе и не само для себя. Оно осуществляется для граждан, для жителей, которые, зачастую, считают, что формирование органов местного самоуправления – чистая формальность и их мнение и участие просто не учитывается. Поэтому детальное изучение данного вопроса и донесение результатов исследований до граждан должны повысить их доверие к органам местного самоуправления и  вызвать инициативу в участии вопросов, которые непосредственно касаются именно их муниципального образования.

     Основной  проблемой при формировании ТОСов  является непонимание сущности территориального общественного самоуправления, что приводит к отказу населения от участия, а иногда и к противодействию работе органов территориального общественного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел  I Теоретические основы территориального общественного самоуправления 

     Согласно  статье 27 № 131-фз территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения

     Исходя  из определения, целью территориального общественного самоуправления - самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив в вопросах местного значения.

     Этапы организации ТОС на территории:

     1. Появление идеи о ТОС.

     2. Организация инициативной группы.

     3. Проведение агитационных собраний  на территории.

     4. Подготовка проектов учредительных  документов и учредительного  собрания (схода), конференции.

     5. Проведение учредительного собрания (схода), конференции по выборам  органов ТОС и утверждение учредительных документов.

     6. Регистрация учредительных документов.

     7. Определение помещения для ТОС.

     8. Распределение обязанностей между  членами органа ТОС.

     9. Составление плана работы органа  ТОС.

     10. Заключение договора с органами  местного самоуправления.

     11. Разработка документов регламентирующих  деятельность органов ТОС.

     12. Разработка плана социально-экономического  развития территории.

     13. Привлечение общественных организаций  и населения к реализации плана  социально-экономического развития территории.

     14. Составление социально-экономического  паспорта территории.

     15. Деятельность органа ТОС по  решению местных проблем.

     Учредителями  органа ТОС являются граждане постоянно  или преимущественно проживающие  на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС. Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции. Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом. С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

     Типичные  черты   ТОС:

  • возникает только там, где есть инициатива граждан;
  • отличается многообразием своих уровней (от подъезда до микрорайона);
  • может существовать долгое время или исчезать, когда результат достигнут;
  • может иметь или не иметь статус юридического лица и соответствующую атрибутику – название, устав, руководящий орган;
  • может брать на себя несколько полномочий по решению вопросов местного значения, либо выполнять лишь одну функцию.

     Принципы  осуществления ТОС

  • добровольности объединения;
  • равноправия граждан;
  • законности;
  • защиты прав и интересов населения территории ТОС;
  • свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
  • выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;
  • самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;
  • сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;
  • гласности и учета общественного мнения.

     Территории, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление:

  • подъезд многоквартирного дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

     Формы осуществления ТОС

  • непосредственно населением;
  • посредством проведения собраний граждан;
  • посредством проведения конференций граждан;
  • посредством создания органов ТОС

     Собрание  граждан по вопросам организации и осуществления ТОС – правомочно, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-ти летнего возраста.

     Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС – правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-ти летнего возраста.

     Нормальная  деятельность ТОС невозможна без  создания органа ТОС (председателя совета, комитета и т.п.), который бы занимался  организацией деятельности граждан  по осуществлению ТОС, проведением сходов (собраний), конференций граждан для решения наиболее жизненно важных вопросов, выполнением их решений. Органы ТОС создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы в них могут проводиться на общих собраниях, сходах или конференциях жителей по месту их жительства либо на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее собрание, сход или конференция жителей устанавливают срок полномочий органов территориального общественного самоуправления самостоятельно.

       Органы ТОС различных территориальных  образований не соподчинены друг  другу. ТОС в пределах своих  полномочий самостоятельно. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

       Органы территориального общественного самоуправления вправе:

  • содействовать развитию жилищно-коммунальных услуг;
  • содействовать созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;
  • оказывать содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;  
  • оказывать содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
  • участвовать  в  осуществлении     социальных     программ,     используя собственные и привлеченные средства;
  • организовывать экономическую деятельность с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
  • осуществлять общественный контроль за использованием муниципальной собственности, расположенной на территории ТОС;
  • оказывать социальную поддержку и содействие занятости населения;
  • проводить работу с детьми и подростками, содействовать в проведении культурны, спортивных, лечебно – оздоровительных  и других мероприятий;
  • организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать в их проведении органам местного самоуправления, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям;
  • оказывать помощь инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
  • содействовать охране памятников истории и культуры;
  • осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории;
  • разрабатывать и представлять органам местного самоуправления города проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития города принимаемых органами местного самоуправления;
  • органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов,  затрагивающих интересы жителей соответствующей территории и др.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление