Инициативная
группа граждан не менее чем из
трех человек постоянно или преимущественно
проживающих на данной территории и
обладающих избирательным правом формирует
организационный комитет для
подготовки и проведения учредительного
собрания граждан по созданию органа
ТОС или в случае, если орган
ТОС создается на конференции
для подготовки и проведения учредительной
конференции и подготовки и проведения
собраний граждан по выборам делегатов
конференции.
Информация
о создании организационного комитета
доводится до сведения граждан через
средства массовой информации или иным
образом.
С
момента объявления результатов
выборов руководящих органов
орган ТОС считается созданным.
Его дееспособность как юридического
лица возникает с момента государственной
регистрации.
Органы
ТОС:
- представляют
и защищают общественные интересы, собственные
права, законные интересы граждан, проживающих
на данной территории, в органах государственной
власти и местного самоуправления, судах
и других государственных и негосударственных
организациях, учреждениях и на предприятиях;
- организуют
проведение собраний (сходов), конференций
жителей данной территории, принимают
решения и организуют их выполнение; привлекают
население к работам по улучшению санитарного
состояния, по благоустройству данной
территории (улиц, скверов, парков, водоемов),
их озеленению, к строительству и ремонту
дорог и тротуаров, коммунальных сетей,
спортивных и детских площадок;
- содействуют
охране памятников истории и культуры,
поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ,
братских могил и иных мест захоронения;
- участвуют
в создании условий для работы с детьми
и подростками, подготовке и проведении
культурно-массовых и спортивных мероприятий,
в создании и работе клубов по интересам
по месту жительства, других форм гражданской
активности;
- выявляют
одиноких людей, требующих поддержки,
малообеспеченные и неблагополучные семьи
и сообщают о них в органы местного самоуправления,
оказывают им посильную помощь;
- осуществляют
общественный контроль за сроками и качеством
проведения ремонта домов, выполнения
заявок жильцов организациями, занимающимися
эксплуатацией жилого фонда и выполнением
жильцами условий договора найма жилого
помещения;
- принимают
решение о проведении конкурсов между
жителями за надлежащее содержание домов,
придомовых территорий, улиц, подводят
их итоги;
- выявляют
факты самостоятельного строительства
жилых помещений, хозяйственных построек,
гаражей, не целевого использования земли
и информируют об этом соответствующие
органы местного самоуправления;
- кооперируют
денежные и (или) материальные средства
на проведение конкретных работ по благоустройству
или ремонту объектов коммунального хозяйства;
- участвуют
в охране общественного порядка;
- принимают
меры по обеспечению противопожарной
безопасности;
- взаимодействуют
в своей работе с общественными организациями
(ДНД, женсоветами, советами ветеранов
и др.);
- информируют
население о своей работе;
- рассматривают
в пределах своих полномочий заявления,
предложения граждан, ведут прием населения.
Финансовые
ресурсы органов ТОС состоят
из собственных средств, а также
средств, которые могут передаваться
им органами местного самоуправления,
если в бюджете такие затраты
предусмотрены отдельной статьей.
Контроль
за поступлением и расходованием финансовых
ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной
комиссией (ревизором), а также соответствующими
органами финансового контроля.
В
собственности органов ТОС могут
находиться кооперированные денежные
средства физических и юридических
лиц, иные средства, полученные из законных
источников, построенные на эти средства
сооружения - детские дворовые, спортивные
площадки, жилые, нежилые помещения,
транспорт, оборудование, инвентарь, другое
имущество культурно-просветительского
и оздоровительного назначения, в том
числе переданное органами местного самоуправления
на основе правового акта.
- Проблемы
формирования ТОС
Формирование
органов ТОС позволяет реализовать
общественную инициативу граждан, посредством
этого привлечь как можно большее
количество людей к участию в
решении конкретных задач, характерных
для данной территории.
Ситуация
незащищенности и неадаптировонности
граждан в условиях проведения реформ
требует создания легитимных выборных
органов, представляющих интересы населения
непосредственно в местах его проживания.
Органы ТОС, таким образом, наиболее полно
выражают интересы и чаяния граждан.
Формирование
территориального общественного самоуправления
сталкивается с рядом проблем. Из
проблем, решение которых на сегодня будет
в наибольшей степени способствовать
развитию ТОС можно отметить такие:
- неинформированность
населения;
- идей, желанием
и инициативной создания ТОС на своей
территории должны проникнуться все -
от простого жителя до главы администрации;
- в бюджетах
муниципальных образований должны предусматриваться
средства на развитие ТОС;
- при представительных
органах должны создаваться комитеты
(комиссии) по ТОС, что будет способствовать
разработке и совершенствованию нормативной
правовой базы;
- органы ТОС
должны иметь не только Уставы и планы
работы, но и долгосрочные программы действий
по развитию своих территорий;
- в местных
администрациях для уполномоченных выборных
лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть
организовано обучение. Как правило, данная
категория лиц работает на общественных
началах, поэтому необходимо предусматривать
материальное и моральное поощрения;
- интересы
органов ТОС во многом переплетаются с
деятельностью предприятий жилищно-коммунального
хозяйства (благоустройство территорий,
ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам
местного самоуправления необходимо оказать
помощь в организации конструктивного
сотрудничества в решении данных вопросов;
- в настоящее
время у органов местного самоуправления
несколько двойственное отношение к органам
ТОС. С одной стороны - органы местного
самоуправления видят в органах ТОС своих
помощников в решении местных задач, с
другой стороны - не способствуют приданию
этим органам статуса юридических лиц,
передачи или делегирования им части своих
полномочий из-за определенной боязни
порождения альтернативного органа власти.
В результате чего, не имея достаточно
материальной базы и определенных полномочий,
органы ТОС могут решать узкий круг проблем;
- для того
чтобы активнее лоббировать интересы
ТОС в органах законодательной и исполнительной
власти необходимо создание ассоциаций
(союзов) органов ТОС.
Становление
территориального общественного самоуправления
в России - процесс длительный. Пока
положено только начало этому процессу.
Но как показывает практика, через
ТОС, которое является для населения понятным,
доступным и управляемым, граждане приобщаются
к демократическим ценностям и идеям,
становятся ответственными как за свою
судьбу, так и за жизнь общества соответствующей
территории.
В
заключение хотелось бы отметить что с
дальнейшим развитием ТОС в муниципальных
образованиях будут в первую очередь рассматриваться
предложения и решения исходящие от представителей
ТОС, т.к представители органов ТОС лучше
знают проблемы людей на своей территории,
и с другой стороны, решения, принимаемые
представительным органом будут быстрее
доходить до людей и более доходчиво им
разъяснены.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
территориальное общественное самоуправление
занимает весьма значительное место
в системе местного самоуправления.
Развитие ТОС очень важно и
перспективно. Только тогда, когда люди
поймут, что они сами могут улучшить
окружающий их мир и будут иметь
возможность делать это, наша жизнь
изменится к лучшему. А территориальное
общественное самоуправление, как ни
одна другая форма осуществления
власти народом, способно выполнить
такую задачу.
Список
литературы
- Бабун, Р.В.
Организация местного самоуправления:
уч.пособие / Р.В. Бабун, - СПБ.: Питер, 2005.
– 192 с.
- Система муниципального
управления / В.Б. Зотова; под ред. В.Б. Зотова;
изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,
2006. – 624 с.
- Савранская,
О.Л. Территориальное общественное самоуправление
/ О.Л. Савранская // Местное самоуправление:
проблемы и пути их решения. – СПб.: Питер,
2000. – 51 с.