Существующие теории понятия и сущности местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков теорий местного самоуправления.
Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Местное самоуправление: понятие, сущность………………………………5
2 Основные теории местного самоуправления……………………………….12
2.1 Теория свободной общины………………………………………………...12
2.2 Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления...15
2.3 Государственная теория самоуправления………………………………...18
2.4 Другие теории местного самоуправления………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемых источников…………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Реферат по Муниципальному праву.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Юридический факультет

                                                Кафедра Государственные и гражданско-

                                                                      правовые дисциплины 
 

                                              

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА 

Студентки  __3___курса  дистанционного отделения 

___________Макаровой  Татьяны Владимировны_______________________________ 

ТЕМА: Существующие теории понятия и сущности местного самоуправления______ 
 
 
 
 
 

                                                   Москва 2011г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Местное самоуправление: понятие, сущность………………………………5

2 Основные теории  местного самоуправления……………………………….12

2.1 Теория свободной  общины………………………………………………...12

2.2 Общественная (общественно-хозяйственная) теория  самоуправления...15

2.3 Государственная  теория самоуправления………………………………...18

2.4 Другие теории  местного самоуправления………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………...22

Список используемых источников…………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Теории  местного самоуправления можно определить как совокупность основанных на историческом опыте научных взглядов и представлений, направленных на объяснение сущности, организации муниципального (местного) управления и соотношения его  с управлением публичным.

    Основы  правовых систем местного самоуправления большинства европейских государств, а также Японии, США и других стран были заложены в ходе муниципальных  реформ XIX века, однако традиции общинного  самоуправления берут свое начало в  организации полисной демократии античного  мира.

    Муниципалитетом называлось городское управление, берущее  на себя обязанность решения общегородских  задач, а также распоряжения хозяйственными средствами. Появляется этот термин в  период республики в Древнем Риме. Этим термином назывались города, которые  пользовались правами самоуправления. Стоит отметить, что под муниципалитетом  в настоящее время понимается избираемое городское и сельское самоуправление. Однако в некоторых  странах муниципальным является лишь городское самоуправление.

    Принцип самоуправления являлся общим принципом  местного управления Италии периода  республики, когда Рим из маленькой  латинской общины превращается в  огромное государство с обширной территорией. Законом 45 г. до н.э. Юлий Цезарь установил некоторые общие правила  относительно местного городского устройства, а именно: основой муниципального управления был установлен принцип  широкой автономии в местных  делах, хотя и под контролем Рима.

    По  своей сути организация муниципального устройства являлась копией государственного устройства Рима. Народное собрание всех граждан общины, организованное по местным куриям, являлось высшим органом  местного самоуправления. Народное собрание выбирало муниципальных магистратов и решало общие вопросы местной жизни. В каждом городе, по образцу римского Сената, существовал муниципальный сенат из 100 членов. В компетенции муниципальной магистратуры находилась административная и судебная власть.

    Муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался уже в Средние  века. Средневековые города с их административным, судебным и финансовым правлением, отвоёванным или купленным  у феодальных правителей, в оболочке городского самоуправления несли зачатки  буржуазного муниципализма. Так  Великая французская революция  дала толчок конституционному движению в европейских странах. Однако оно  не только привело к появлению  новых форм организации власти на уровне высшего государственного управления, но и поставило задачу преобразования местного управления по новому типу, свободному от сильного бюрократического влияния  центральных органов власти. Требование проведения начал местного самоуправления представляло собой логический вывод  из основных принципов правового, конституционного государства, которое последовательно  приходит на смену полицейскому, бюрократическому абсолютистскому государству.

    Целью настоящей работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения  и существенных признаков теорий местного самоуправления.

        Задачей курсовой работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также попытка определения теории, оказавшей наибольшее влияние на формирование современного местного самоуправления в Российской Федерации. 
 

    1 Местное самоуправление: понятие и сущность

    Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение  прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях  обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность  поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан  на местное самоуправление.

    Местное самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных  и других стоящих перед ним  задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности  с целью улучшения качества жизни  населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение  образа жизни в лучшую сторону; улучшение  здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.

    Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным  делением государства. Оно не может  противопоставляться центральной  власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

    Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

    Местное самоуправление нацелено на решение  вопросов местного значения. Отдельные  местности имеют свои особенные  нужды, которые лучше всего удовлетворяются  местным самоуправлением. Однако это  не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или  федеральное значение, но их решение  следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся  в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью  центральных органов.

    Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то этот термин следует понимать как  управление населением соответствующей  территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения  местного самоуправления отнесен широкий  круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование  местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и  профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-газо - тепло - водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

    Методы, применяемые в местном самоуправлении: экономические; организационно-распорядительные; социально-психологические.

    Наибольший  эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они  тесно взаимосвязаны.

    Местное самоуправление обладает определенными  признаками, среди которых можно  отметить следующие:

    -наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;

    -существование и реальное функционирование местных представительных органов;

    -отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;

    -соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

    -реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

    -выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;

    -свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

    -гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

    Положительные стороны местного самоуправления заключаются  в следующем:

    1.Местное  сообщество получает полную свободу  решения всех социальных, экономических,  политических и других вопросов  местного значения исходя из  интересов населения соответствующего  муниципального образования и  особенностей его развития.

    2.Местное  сообщество приобретает реальное  право самостоятельно владеть,  пользоваться и распоряжаться  муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия и сроки ее приватизации и муниципализации на местах.

    3.Расширяется  бюджетная самостоятельность, которая  гарантируется федеральным законом.  Органы местного самоуправления  формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет.

    4.Местное  самоуправление предусматривает  гарантии и обеспечение минимальных  государственных социальных стандартов  по основным показателям уровня  качества жизни.

    5.Создаются  благоприятные условия для развития  народовластия.

    Население, образующее местное сообщество, приобретает  полную свободу в выборе и использовании  разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей  и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом  местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в  сочетаниий в соответствии с федеральной  правовой базой. Проекты местных  нормативно-правовых актов, внесенные  населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - обнародованию для всеобщего сведения.

    Местное самоуправление - это противовес всесилию и злоупотреблению центральных государственных структур. Реальное участие в местном самоуправлении предоставляет населению возможность для получения политического образования. Общие задачи, совместная деятельность людей3 их общая ответственность положительно влияют на развитие демократии.

    Противники  развития местного самоуправления в  России утверждают, что в конечном счете оно приведет к дезинтеграции, расколу общества и ущемлению  национальных интересов. Однако такие  мнения противоречат опыту существования  местного самоуправления в странах  с развитой рыночной экономикой, где  не наблюдается таких негативных последствий.

Информация о работе Существующие теории понятия и сущности местного самоуправления