Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целю курсовой работы является сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества.

Задачи в работе:

- дать понятие бюджета,

- провести анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Общее понятие бюджета………………………………………………..5
Бюджетная политика…………………………………………………….9
Доходы бюджета………………………………………………………..12
2. Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества……..…………………………………………………………..…… 15

Заключение……..………………………………………………………… 23

Список использованной литературы…..…………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по гос. и муниц. финансам ворд2003.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

         4) принцип ежегодного утверждения бюджета на один финансовый год;

         5) принцип бюджетного равновесия, то есть сбалансированности доходной  и расходной частей бюджета.

         Федеральный бюджет обеспечивает осуществление  государственной политики в области  экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров. Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.  Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

         Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.3

      1.1 Бюджетная политика

 

     Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов. Будучи частью финансовой политики государства бюджетная политика является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства. Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени. Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с основными направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.

     Функциональный аспект бюджетной политики включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетиых отношений.

     Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактического характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицательных последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике. Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства - на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях). Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования. Основу бюджетной политики составляют стратегии, направления экономики, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

     При этом обоснованность выдвигаемых мер  и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.  В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

     Именно  Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства.

      1.2 Доходы бюджета

 

       1) по экономическому содержанию - денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти; 2) по материально-вещественному воплощению - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Доходы  бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости. Основным источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства - национальный доход. Он служит базой для удовлетворения потребностей государства в расходах. Иногда в связи с чрезвычайными расходами (напр., в период войны или послевоенной разрухи) для формирования доходов бюджета государство может прибегнуть и к использованию национального богатства, созданного предыдущими поколениями.

     При этом в орбиту бюджетного перераспределения может быть вовлечено национальное богатство не только данной, но и др. страны. Происходит это либо цивилизованно (напр., через получение репараций и внешних займов), либо насильственным путем (как правило, в результате военныхдействий).  Доходы бюджета призваны обеспечивать финансирование расходов бюджета и предоставление государственных кредитов иностранным заемщикам; если же их недостаточно, могут быть привлечены заемные средства бюджетов. Доходы бюджета являются невозвратными поступлениями. В странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой доходы бюджета складываются из налоговых доходов (на долю которых, например, в России приходится более 9/10 общей суммы платежей, в Великобритании - около 98% гос. доходов) и неналоговых доходов. Наиболее крупными в фискальном отношении являются такие виды налоговых доходов, как НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий; среди неналоговых - доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К доходам от собственности относятся те поступления, получение которых связано с владением предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также др. видами собственности, приносящей доход.

     Доходы  от собственности могут иметь  форму: дивидендов по акциям, принадлежащим государству; процентов, получаемых как от размещения в банках и др. кредитных организациях временно свободных средств бюджета, так и от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов внутри страны; арендной платы, взимаемой за пользование лесным фондом, за пользование землями сельскохозяйственного назначения и т.д.; лицензионных платежей и др. Большую группу неналоговых доходов составляют доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: доходы от продажи принадлежащих государству производств, и непроизводств, фондов, транспортных средств и др. оборудования; доходы от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; поступления от приватизации предприятий, находившихся в гос. и муницип. собственности; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, переходящего в государственную и муниципальную собственность в порядке наследования и дарения. В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы (напр., таможенные сборы; сборы, взимаемые ГИБДД; платежи, взимаемые гос. организациями за выполнение определенных функций), поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба (напр., санкции за нарушение порядка применения цен; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленную с отступлением от стандартов).

     Необходимость увеличения доходов бюджета является одной из актуальнейших задач современности для любого государства, на какой бы ступени социально-экономического развития оно ни находилось. Исполнительные и законодательные органы России стремятся найти такое решение этой задачи, которое приведет к значительному повышению реальной величины доходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы страны.4 
 
 
 
 
 

2. Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах      общества

         Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

         Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых  может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

         Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

         По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы, примерно половина, направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети на социально-культурные мероприятия.

         В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №1 «Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».5 Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в 2009 году   он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.  
     

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества