Современные технологи контроля в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В современной литературе существуют различные определения понятия «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в социальных, механических, технических, а также биологических системах.

Работа содержит 1 файл

Первая глава.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной  власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть - неотъемлемый элемент правового  государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого  и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но, что не менее значимо, судебная власть - это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. 
Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью. 
Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в конце 1970-х гг. В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена принятым 27 апреля 1993 г. Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями и дополнениями). Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых управленческих структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности. 
Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. <*>. Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ конституционного строя России, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны. 
-------------------------------- 
<*> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя эти полномочия, суд разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, жалобы граждан. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения (нормы, статьи), признанные неконституционными, утрачивают силу. 
Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. 
Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. 
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). 
Согласно Конституции РФ Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. 
Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. 
Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. 
При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. 
При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из административных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправильной записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполнительной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осуществляет контроль за их деятельностью. По этим и другим делам судами могут выноситься решения, определения или постановления. При необходимости в них указывается, что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или изменяет их. 
По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение, налоговые правонарушения и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет предусмотренные законом административные наказания. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел). 
В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей, акционеров. 
Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбитражные суды осуществляют в специфической форме на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. <*> и Арбитражного процессуального кодекса. 
-------------------------------- 
<*> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих  в процессе предпринимательской  деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений. 
Порядок рассмотрения этих дел определен Арбитражным процессуальным кодексом. Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных нарушений. Суд принимает решение на основании действующего законодательства после всестороннего изучения всех доказательств по делу. Если в результате разрешения спора будут выявлены нарушения закона и иных нормативных правовых актов со стороны органа исполнительной власти и их должностных лиц, арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц. 
Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. Принудительное исполнение решения, вступившего в законную силу, осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого соответствующим арбитражным судом. Немедленному исполнению подлежат решения о незаконности актов государственных органов. С 1997 г. начал активно действовать институт судебных приставов. 
Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, рассматривая ежегодно миллионы гражданских, уголовных и административных дел, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

Не пойму нужно далее написать про технологии контроля или управления? (технологии это способы по которым  осуществляется контроль?)

Пункт 2.

Сравнительный анализ Российского  и Зарубежного опыта организации  контроля в системе государственного управления

Я взяла для сравнения  Соединенное королевство Великобритании и  
Северной Ирландии

 
Великобритания не имеет официальной  конституции. В результате взаимоотношений  между государственными институтами  Англии важную роль играют конституционные  соглашения, а также соответствующие  судебные решения и труды выдающихся юристов. 
 
Великобритания является парламентской монархией, где правительство формируется парламентским большинством. Из принципа парламентского верховенства вытекает отсутствие в Соединенном королевстве системы конституционного контроля. 
 
Великобритания является монархией, где монарх формально обладает очень широкими правами. В Англии правит Виндзорская династия по известной формуле «Король царствует, но не правит». Здесь по-прежнему кастильская система престолонаследия, согласно которой мужчины имеют преимущество перед женщинами только при равной с ними степени родства. До сих пор сохраняется запрет на занятие престола католиками. Король (королева) выполняет преимущественно ритуальные функции, являясь символом нации, преемственности ее исторического развития, стабильности государственного строя. 
 
Парламент Великобритании формально состоит из монарха, палаты лордов и палаты общин. Палата лордов – верхняя и более древняя палата парламента. В ее состав входит около 1200 членов (пэров): духовные лорды, представляющие верхушку англиканской церкви, наследные лорды Англии, Шотландии и Соединенного Королевства (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны), ординарные лорды по апелляции, назначаемые пожизненно, пожизненные пэры (подобный статус стали получать представители политической, экономической и культурной элиты). Появление в Палате лордов известных государственных и общественных деятелей оживило ее работу, почти прекратило разговоры о необходимости ликвидации палаты как таковой. Проведенные реформы начала и середины 20 века превратили верхнюю палату в фактически консультативный орган. Ее реальная власть свелась, во-первых, к шлифовке законопроектов, принятых Палатой общин, во-вторых, к рассмотрению второстепенных биллей с тем, чтобы разгрузить от них нижнюю палату, в-третьих, к преимущественному рассмотрению актов консолидированного законодательства. 
 
Более реальный характер носят различные судебные полномочия лордов. Палата продолжает исполнять роль Верховного суда Великобритании, но не в полном составе, а через свой апелляционный комитет. 
 
^ Руководитель палаты – лорд-канцлер является одновременно членом кабинета министров, в котором он исполняет функцию министра юстиции, хотя его роль скромнее, чем у спикера Палаты общин. В Палате лордов существует деление на партийные фракции, есть лидеры большинства и меньшинства, партийные организаторы, так называемые «кнуты», но данное деление имеет меньшее значение, чем в палате общин. Кворум для обсуждения вопроса составляет 3 человека, для принятия решений – 30 человек. Лорды, исключая апелляционных, которые профессионально работают в палате, исполняют свои функции бесплатно. Они имеют право только на компенсацию накладных расходов, связанных с парламентской деятельностью. 
 
Современный английский парламент – это преимущественно Палата общин, состоящая из 650 членов, избранных по мажоритарной системе относительного большинства. Подобная модель создает двухпартийную систему, смысл которой заключается в попеременном нахождении у власти двух партий. Двухпартийная система стала одной из причин стабильности государственного строя и мягкой смены политического курса в этом государстве. В Палате общин представлены и другие политические группы, но одна из ведущих партий всегда получает в палате абсолютное большинство и формирует правительство. Срок полномочий парламента составляет пять лет. 
 
Высшим должностным лицом палаты является спикер. У спикера три главные функции: он представляет палату во взаимоотношениях с монархом, другими государственными учреждениями, гражданами, руководит дебатами и является высшим руководителем аппарата ее служащих. Кандидатуру спикера предлагает правящая партия, но если прежний спикер желает продолжить свою деятельность он обычно сохраняет свой пост. Главное требование к спикеру – политическая беспристрастность. После избрания он выходит из своей партии. Спикер не участвует в дебатах и голосует лишь тогда, когда голоса разделяются поровну. 
 
В деятельности палаты, организации законодательного процесса, решающую роль играют фракции политических партий, прежде всего крупнейших из них – консерваторов и лейбористов, которые периодически меняются местами в качестве правительств и официальной оппозиции. Правящая партия преобладает во всех структурных подразделениях парламента, и её лидер руководит работой парламентского большинства. Он автоматически становится Премьер-министром.  
 
Палата состоит из общего собрания и комитетов, которые в свою очередь делятся на комитет всей палаты, выборные (специальные) комитеты, постоянные комитеты, соединенные комитеты. Основная функция палаты – законотворчество. 
 
Английские законы (статуты) делятся на три группы, для каждой из которых установлен свой порядок рассмотрения. Основным видом законопроектов являются публичные билли. Они устанавливают общие правила для всей территории Великобритании. Частные билли касаются отдельных местностей, юридических и физических лиц или их групп. Гибридные билли содержат нормы как общего применения, так и затрагивающие отдельных лиц. 
 
Палата общин осуществляет контроль над правительством и отдельными министерствами. Парламентскому большинству приходится контролировать как бы самого себя. 
 
Традиционно главой правительства Великобритании считается монарх, но его роль не более чем церемониальная. Премьер-министром становится лидер победившей партии. Формирование правительства начинается с назначения монархом Премьер-министра, которому поручается представить список министров. Статус главы правительства не определен законом, поэтому реальный ресурс власти зависит от личного авторитета главы правительства, от степени единства партии и т.д. Формирование правительства происходит быстро, чему способствует наличие у победившей оппозиционной партии «теневого кабинета». В процессе формирования правительства должностная квалификация не считается решающим критерием. Министры – профессиональные политики, поэтому министром финансов далеко не всегда становится бывший финансист, иностранных дел – дипломат и т.д. Часто случается, что один и тот же человек занимает различные министерские посты в составе данного кабинета. Правительство как собрание министров сформировалось в недрах королевского Тайного совета, который сохраняется и сейчас. Совет насчитывает около 300 человек, членство в нем является почетной синекурой. 
 
Численность правительства не может превышать 95 человек (обычно 75-80). В полном составе правительство практически не собирается. Текущее управление государством осуществляет более узкая коллегия – кабинет. Его главная задача – согласование деятельности ведомств с целью обеспечения их солидарных действий в рамках политической программы правящей партии. Все члены кабинета назначаются премьером, численность его около 20 человек. 
 
В Англии отсутствует четкое деление центральных ведомств. Политически наиболее важными ведомствами являются министерства: финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны. Другие министерства занимаются социально-экономическими вопросами (их около 15). 
 
Парламент имеет право поручить кому-либо, например правительству, издавать акты законодательного свойства. Так как правительство всегда опирается на парламентское большинство, оно легко может добиться от него полномочий на издание подобных актов. 
 
Система английского права состоит из трех исторически сложившихся его видов: общего, справедливости и статутного. Главная особенность общего права – это прецедентный характер. 
 
Для судебной власти современной Англии характерно жесткое деление на низшие и высшие суды. Низшие суды – суды магистратов и графств – освобождают высшие инстанции от сравнительно маловажных дел, обеспечивают быстрое и дешевое правосудие. Огромное число гражданских и уголовных дел (80-90%) рассматриваются низшими судами. 
 
Высший суд состоит из суда Короны, Высокого суда и Апелляционного суда. Высшей судебной инстанцией и главным создателем судебных прецедентов является Палата лордов, точнее ее Судебный комитет. 
 
Власть на местах (органы местного самоуправления) находятся в руках выборных советов различного уровня (графств, городов, районов). Советы формируются в ходе выборов, срок их полномочий 4 года. Советы избирают своих руководителей – председателя или мэра. Подлежащие рассмотрению проблемы предварительно обсуждаются в профильных комитетах. Советы и комитеты принимают решения. Реализуют их постоянные служащие – профессионалы, нанимаемые Советами. 
 
Современное состояние государственной службы связано с нахождением на посту премьер-министра М.Тэтчер. Реформы Тэтчер, ее попытки перевести значительную часть административного аппарата на принципы функционирования частных корпораций дали неоднозначные результаты. 
 
Великобритания находится в настоящее время в поиске оптимальной модели организации административной системы.

 

 

 


Информация о работе Современные технологи контроля в системе государственного управления