Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 04:07, контрольная работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) сегодня становится мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. Но сфера ЖКХ – это не-производственный сектор экономики, где в рыночных условиях хозяйствования сложно достичь баланса между экономической целесообразностью и социальной необходимостью, и особенно остро вступают в противоречие рыночные и административные подходы.
Для повышения эффективности работы этого сектора требуется реализация огромно-го комплекса задач технического, экономического и социального характера. Опыт организа-ции жилищно-коммунального обслуживания потребителей показывает, что осуществление любой программы реформирования и модернизации этой отрасли может быть успешным только при условии, что этому процессу будет предшествовать введение в практику новых эффективных организационных структур.

Содержание

Введение …..……………………………………………………………………………………...3
1 Состояние и анализ жилищно-коммунального
хозяйства в современной России……………………………………………………...…..…...4
Заключение ……………..…………………………………………………………..…....…..…14
Список использованных источников…………………………………..…………………......

Работа содержит 1 файл

контр. ЖКХ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение …..……………………………………………………………………………………...3

1 Состояние и анализ жилищно-коммунального

   хозяйства в современной России……………………………………………………...…..…...4

Заключение ……………..…………………………………………………………..…....…..…14

Список использованных источников…………………………………..…………………......15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) сегодня становится мощным фактором, определяющим современное состояние  муниципальной экономики. Но сфера  ЖКХ – это непроизводственный сектор экономики, где в рыночных условиях хозяйствования сложно достичь баланса между экономической целесообразностью и социальной необходимостью, и особенно остро вступают в противоречие рыночные и административные подходы.

 Для повышения эффективности  работы этого сектора требуется реализация огромного комплекса задач технического, экономического и социального характера. Опыт организации жилищно-коммунального обслуживания потребителей показывает, что осуществление любой программы реформирования и модернизации этой отрасли может быть успешным только при условии, что этому процессу будет предшествовать введение в практику новых эффективных организационных структур.

Анализ средств массовой информации, литературных источников выявил, что  системный кризис жилищно-коммунального хозяйства с каждым годом усугубляется: стоимость услуг неуклонно растет, при этом их качество снижается, коммунальная инфраструктура приходит в упадок, число аварий возрастает, нормативно-правовая база жилищной реформы не совершенна. Выявлены системные противоречия между Жилищным кодексом и Гражданским кодексом, которые усугубляются тем, что они являются законами одного уровня.

 Попытки решить задачи ЖКХ  осуществляются в рамках действующей  системы, качественно не изменяя ее. Изменение структуры жилищного фонда по формам собственности в государственных и муниципальных жилых домах требует детального изучения.

     Процесс реформирования  ЖКХ, совершенствование управления  этой отраслью проявляются более  остро, являются особенно актуальными,  когда рассматриваются на уровне крупных городов (мегаполисов), где имеет место разветвленная сеть инженерной инфраструктуры.

 Эти проблемы управления  по масштабам аналогичны проблемам  управления государственными системами, однако отличаются от них, прежде всего, чрезвычайно высокой концентрацией населения на крайне ограниченной территории.

 Без устранения недостатков  в действующей системе управления  отраслью, невозможно вести речь о нормализации его функционирования, повышения надежности и качества.

Проведенные исследования показали, что применение новых управленческих технологий, использование современных методов и методик – основной путь успешного реформирования и эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Основным направлением реформирования этой сферы, закрепленным в нормативно-правовых документах, является перевод отрасли на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения граждан качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ).

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения ряда организационных, экономических, правовых и технических проблем управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях его реформирования, принимая во внимание реальное состояние экономики мегаполиса и платежеспособность потребителей услуг.

 Одно из направлений преодоления  кризиса в этой сфере  –  это совершенствование управления  жилищным фондом в зависимости от его структуры.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной

России

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному  хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.      Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия  - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской  общественный пассажирский транспорт  (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные  распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства  населённых мест, которые входят в  состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Проблемы ЖКХ - одни из самых чувствительных для населения страны. Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии

сегодня требуется все больше средств. Тем не менее, в настоящее время более двух третей из 52 тысяч предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс, находятся на грани банкротства.

Расход условного топлива на отопление 1 кв. м втрое больше, чем в Норвегии и на севере Канады. Потребление воды - за счет потерь - выше в два раза [1]. Согласно официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата -лишь в 1140 раз.

Основные фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения - на 70%. В целом по России физический износ котельных составляет 54,5%, водопровода - 65,3%>, канализации - 62,5%, теплотрасс -62,8%, трансформаторных подстанций - 57%, электросетей - 58,1%. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 - на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют 30 процентов. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Только на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения РФ, но оценкам Госстроя, сегодня необходимо около полутриллиона рублей.

В ЖКХ имеется около 200 тысяч котельных, потребляющих около 90 миллионов тонн условного топлива в год. Сегодня в России в ветхих и аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь ветхого и аварийного жилья в России составляет 92 млн кв. метров [2].

При этом с 1997 по настоящее время количество ветхого и аварийного жилья увеличилось более чем вдвое. После инвентаризации основных фондов, которую провел Госстрой, выяснилось, что около 11% жилищного фонда (300 млн кв. м) нуждается в неотложном .капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного проживания, 9% (250 млн кв. м) нуждаются в реконструкции, 3,2% жилищного фонда страны (88,7 млн кв. м) фактически непригодны для проживания и подлежат сносу. Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи.

В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств.

Создание комфортных условий проживания и качество предоставляемых коммунальных услуг выявляется как потребность каждого человека в отдельности и общества в целом. Отсюда и возникает необходимость в реформировании системы ЖКХ, переход на совершенно другой уровень взаимоотношений.

Так как ЖКХ во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность, то качество жизни населения должно быть неразрывно связано с наличием благоустроенного жилья.

Жилищный фонд России составляет 2,95 млрд кв. м общей площади. Средний уровень обеспеченности населения общей площадью, в расчете на одного жителя России, в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В результате проводимой политики приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, формирования рынков жилья.

Доля частного жилищного фонда по Российской Федерации с 33% в 1990 году увеличился до 77,1% в 2006 году, на долю государственного и муниципального жилищного фонда приходится 22,9%. Вместе с тем обеспеченность населения жильем остается низкой и имеет заметные различия по регионам страны.

Если в среднем по России показатель обеспеченности жильем на одного жителя на конец 2004 года равнялся 19,7 кв. м, в Мурманской области -22,3 кв. м, в Псковской области - 23,0 кв. м., то, например, в.республике Тыва -12,6 кв. м, республике Ингушетия - 6,4 кв. м. (то есть ниже социальной нормы жилья), в Ульяновской области - 21,1 кв. м, в Московской области -24,0 кв. м [3]. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.

Таким образом, имеется дефицит жилья. Актуальность проблемы обеспечения семей жильем связана, прежде всего:

-со значительным сокращением ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;

  • низким уровнем доходов основной массы семей;
  • ростом тарифов на жилье и жилищно-коммунальные услуги;

- необходимостью капитального ремонта жилищ и его проведением в условиях обесценивания накопленных для этого фондов;

- необходимостью срочного решения жилищных проблем семей, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, вынужденные переселенцы, бомжи, военнослужащие и их семьи).

В 2005 году в очереди на получение жилья по РФ насчитывалось 3,3 млн семей, а улучшили свои жилищные условия 151 тыс. семей, т. е. 4% очередников. Ситуация не изменилась до настоящего времени [4]. Характерной особенностью современного социально-экономического положения в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере. На первичном рынке жилья цена за 1 м. в среднем по Ульяновской области в 2006 году составила 12,1 тыс. рублей1, а на вторичном рынке - 12,3 тыс. рублей.

 

Это говорит о том, что цена первичного рынка меньше цены вторичного. В целом, ценовая динамика последних месяцев указывает на закрепление существующих, на рынке тенденций. Это, в свою очередь, делает возможность снижения цен в ближайшей перспективе маловероятной.

Аналогичная ситуация складывается на всей территории России. Большинство семей не могут приобретать жилье по таким ценам. По данным министерства труда и социального обеспечения почти 35,8 миллионов человек в России имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 300 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. При ежегодном нормативе 4-5% в среднем капитально ремонтируются лишь 25,5 млн кв. м, или 0,9% [5]. Объем ветхого и аварийного жилья в период с 2002 по 2007 год увеличился с 50 млн кв. м. до 93 млн кв. м .

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда наиболее высока в республиках Дагестан (26,0%), Ингушетия (23,3%), Коми (7,8%), Тыва (20,6%), Саха (Якутия) (12,2%), Астраханской (11,5%), Магаданской (9,1%), Амурской (7,7%), Калужской (7,1%) областях, Республике Алтай, Курганской и Тульской областях (соответственно, по 6,3%), Кемеровской области (5,7%). ЖКХ является самой энергоемкой отраслью страны. Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой энергии, производимой в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет около 13 тыс. Гкал/час.

Одной несерьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации, более 50% которых требуют полной замены [6].

Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят прорывы, отключения и аварии, что вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение природной среды, а также нарушение санитарного благополучия населения. Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом четверть ее теряется. В городах через коммунальные системы канализации очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей достигает 9 млн куб. м. в сутки (16,5%).

Капитального ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта, а денег на эти цели практически не выделяется. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

Всего в Российской Федерации строений - 19,0 млн ед., в том числе построенных:

Информация о работе Состояние и анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России