Соотношения положений Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона №131-ФЗ о местном самоуправлении в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:55, доклад

Описание работы

Российская Федерация приняла решение о присоединении к Европейской Хартии местного самоуправления путем подписания и последующей ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться на территории РФ. Можно указать на три группы ограничений юридической силы Хартии и ее отдельных положений на территории РФ.

Работа содержит 1 файл

Соотношения положений Европейской Хартии местного самоуправления и.docx

— 16.33 Кб (Скачать)

Соотношения положений Европейской Хартии местного самоуправления и

Федерального  закона №131-ФЗ о местном самоуправлении в России.

 

Российская Федерация  приняла решение о присоединении  к Европейской Хартии местного самоуправления путем подписания и последующей  ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться  на территории РФ. Можно указать  на три группы ограничений юридической  силы Хартии и  ее отдельных положений на территории РФ.

Первая группа ограничений  проистекает из высшей юридической  силы Конституции РФ и Федеральных  Конституционных законов по отношению к ратифицированным международным договорам РФ.

В политической и правовой публицистике принято ссылаться  на статью 15 Конституции РФ, часть 4 которой гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора". Однако часть 1 той же статьи Основного Закона устанавливает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ". Поскольку в соответствии с федеральным законом № 101-ФЗ от 15.05.1995 "О международных договорах Российской Федерации" ратификация международных договоров Российской Федерации производится в форме принятия федерального закона, то такой закон не может иметь высшую юридическую силу ни по отношению к Конституции РФ, ни по отношению к Федеральным Конституционным законам. Федеральный закон, ратифицирующий международный договор РФ, создает такие юридические последствия, которые связаны с превращением правовых норм, содержащихся в ратифицируемом международном договоре, в нормы федерального закона. Вместе с тем, из смысла статьи 15 (ч. 4) Конституции РФ следует, что международный договор РФ, ратифицированный федеральным законом, будет иметь высшую юридическую силу по отношению к прочим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, обладающим менее высокой юридической силой. Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в ратифицированных международных договорах РФ должны применяться, если они не противоречат Конституции РФ и Федеральным Конституционным законам РФ. В случае с нормами Европейской Хартии местного самоуправления речь идет, очевидно, о нормах, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ.

Вторая группа ограничений  связана с не обязательностью немедленного исполнения всех правовых норм, содержащихся в ратифицированных международных договорах, обладающих признаками несамоисполнимых договоров, о чем говорилось выше. Осознавая, что Европейская Хартия местного самоуправления окажется несамоисполнимым договором для государств, которые присоединятся к конвенции, авторы Хартии предусмотрели в ее тексте механизмы постепенной реализации отдельных ее норм в разных государствах.

Поэтому третья группа ограничений юридической силы Хартии вытекает из текста самого этого документа. Так, уже статья 1 устанавливает условный характер соблюдения обязательств, содержа отсылочную норму на статью части II того же документа: "Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии".

Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция РФ и Федеральные Конституционные законы РФ имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

При помощи проведения сравнительного анализа покажем, что Европейская Хартия местного самоуправления закрепляет лишь долю прав и свобод граждан на осуществление местного самоуправления по сравнению с ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления»:

• в пункте 2 статьи 1 ФЗ №131 даётся наиболее чёткое определение по сравнению с Хартией понятия местного самоуправления, где говорится, что «самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»;

• ФЗ №131 в статье 2 дает определения многих новых понятий, которые будут употребляться на протяжении всего закона, чтобы граждане, желающие узнать больше о своих правах, могли это сделать, не обращаясь к другим источникам муниципального права; статья 3 ФЗ №131 называется «Права граждан РФ на осуществление местного самоуправления», что дает основание полагать о четко определенных правах граждан. Данные права граждан более конкретно толкуются в отдельных статьях ФЗ, чего мы не можем отследить в Хартии;

• вся 5 глава ФЗ №131 посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участием населением в осуществлении местного самоуправления, в то время как Хартия уделяет большее значение организации местного самоуправления;

• Европейская Хартия не закрепила ответственность органов местного самоуправления перед населением, а ФЗ №131 посвятил главу 10 данному вопросу;

• статья 77 ФЗ №131 говорит о контроле и надзоре за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами прокуратуры, и этот факт в очередной раз доказывает, что защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 3 Конституция РФ);

• в статье 17 Хартии сторонам, подписавшим данную Хартию предоставляется возможность выбора, а именно «Денонсировать настоящую Хартию в любое время по истечении 5 лет, считая с даты ее вступления в силу для данной Стороны». Данное положение имеет большое значение для членов Совета Европы, так как при веской аргументации можно расторгнуть данный договор.

Заключение

Итак, Европейская Хартия местного самоуправления - один из главных источников муниципального права европейских государств, намечающим пути развития местного самоуправления в Европе. В основу его положен классический принцип  субсидиарности, согласно которой, как было отмечено ранее, можно решать те вопросы местного значения на низовых уровнях управления, которые нет смысла передавать наверх.

Европейская Хартия, будучи невеликой по объему, тем не менее, закрепляет набор базовых принципов, соблюдение которых в данной стране позволяет сделать вывод о наличии, отсутствии или степени развития местного самоуправления.

Сравнительный анализ показал, что Европейская Хартия местного самоуправления закрепляет лишь долю прав и свобод граждан на осуществление местного самоуправления по сравнению с ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления».


Информация о работе Соотношения положений Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона №131-ФЗ о местном самоуправлении в России