Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 03:15, шпаргалка
шпаргалки по муниципальному праву
ГЛАВА 8 Конституции РФ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 130
1. Местное самоуправление в
Российской Федерации
самостоятельное решение населением вопросов местного значения,
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление
поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных
местных традиций. Структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют
охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного
значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется
правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами.
депутаты Основы правового положения депутата представительного органа местного самоуправления в РФ определяются Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, специальными законами о статусе депутата местного представительного органа и выборного должностного лица, которые приняты в некоторых субъектах РФ. Уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных образований. Поскольку депутат является представителем избравшего его населения и выразителем его воли в представительном органе, предусматриваются определенные гарантии его деятельности и некоторые депутатские привилегии. Вместе с тем законодательство устанавливает для депутатов и ряд ограничений и запретов, связанных с их положением.
К числу
гарантий деятельности депутата относятся
следующие: 1) срок его полномочий не
может быть меньше двух лет, что дает
возможность всесторонне
Муниципальное
право как комплексная
отрасль в системе
российского права ПОНЯТИЕ: Совокупность
связанных между собой правовых норм,
закрепляющих и регулирующих общественные
отношения в сфере местного (муниципального)
самоуправления. ПРЕДМЕТ: Общественные
отношения, возникающие в процессе организации
и деятельности местного самоуправления
в городских, сельских поселениях и на
других территориях. ПРИЗНАКИ:1.Отношения
имеют локально-территориальный характер;
2.Имеют комплексный характер, т.е. учавсвуют
во всех сферах общественной жизни; 3.Обязательным
субъектом МП отношений выступает: а) население
МО, которое путем референдума и других
форм волеизъявления решает вопросы местного
значения; б) Орган или должностное лицо
местного самоуправления, наделенное
полномочиями по решению вопросов местного
значения. СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА: 1.Отношения,
возникающие в процессе организации местного
самоуправления (МСУ), формирования и развития
его основ (определение границ МО, организационная
структура ОМСУ, компетенция ОМСУ); 2. Отношения,
возникающие в процессе решения вопросов
местного значения населением и ОМСУ:
бюджет МО, обеспечение жизнедеятельности
населения МО; 3. Отношения, связанные с
реализацией ОМСУ отдельных государственных
полномочий: осуществление государственной
политики на местном уровне. МП как КОМПЛЕКСНАЯ
отрасль права, в системе Российского
права, возникла как вторичное, производное
образование в результате развития МСУ.
МЕТОДЫ: 1. Императивный (властный) метод
– используется при регулировании властной
деятельности ОМСУ отношений в сфере М
службы; 2. Диспозитивный метод – используется
при осуществлении ОМСУ хозяйственной
деятельности: распоряжения муниципальным
имуществом и собственностью; 3. Метод
гарантий – государство, признав самостоятельность
МСУ не только обеспечивает судебную защиту
от нарушения прав МСУ, но и гарантирует
его организационную, финансовую, экономическую
самостоятельность; 4. Метод рекомендаций
– в силу особенного положения МСУ (МСУ
не входит в систему органов государственной
власти) государство влияет на муниципальную
деятельность путем рекомендаций, которые
содержатся в постановлениях правительства,
указы президента РФ, акты органов ГВ и
субъектов РФ. ИСТОЧНИКИ: исходящие от
государства или официально признанные
им формы выражения и закрепления норм
МП, придания им общеобязательного характера.
Три группы источников: 1. НПА, принимаемые
на федеральном уровне – КРФ, ФЗ, Европейская
Хартия, Кодексы РФ, Указы ПРФ, решения
КСуда РФ, Постановления ПрРФ. 2. НПА, принимаемые
ОГВ субъектов РФ; 3.НПА, принимаемые путем
прямого волеизъявления населения МО,
ОМСУ и должностными лицами: Уставы МО,
общеобязательные правила, решения представительных
органов МСУ (М ПА). Классифицируются: 1.
По юридической силе; 2. По предметам ведения;
3.по кругу субъектов их принявших; Особое
место в системе ИМП занимают: Договоры
– которые могут заключать между собой
МО, Обычай – организация и деятельность
МСУ осуществляется с учетом исторических
и др.местных традиций. В системе РП: МСУ
– форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных
КРФ, ФЗ, ЗсубРФ, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением
и (или) через ОМСУ вопросов местного значения
исходя из интересов населения и с учетом
исторических и иных местных традиций.
МП, как научная и учебная
дисциплина. МП как наука. Муниципально-правовая
наука представляет собой совокупность
знаний о различных проявлениях МСУ и
МП как отрасли права. МП в качестве отрасли
научного знания относится к семье правоведческих
дисциплин. Как и в любой другой отрасли
знаний, в ней следует выделять предмет,
содержание, форму, методологию, ценностные
основания. ПРЕДМЕТ: Им является МСУ как
общественный, но прежде всего политико-правовой
институт в его статике и динамике, в его
внешних отношениях с иными институтами
общества и в первую очередь с государством.
Еще одна составная часть предмета науки
- МП как отрасль права, совокупность конституционных
и обычных норм, регулирующих отношения
МСУ. Муниципально-правовую науку интересует
и то, как нормы МП работают на практике,
какова действенность соответствующих
правоприменительных механизмов. Очевидно,
что в исследовании современного отечественного
МП, закрепляемой им модели МСУ не обойтись
без анализа муниципальных, смежных с
ними институтов, муниципальной практики
других стран. Не обойтись и без анализа
организационно-правовых форм МСУ, ранее
имевших место в российской истории. МЕТОД:
1. Исторический метод ориентирует на исследование
фактов прошлого. Без этого трудно понять
современную организацию МСУ, уяснить
его основные тенденции. Генетический
метод нацеливает на выявление первопричин
того или иного института МСУ, МСУ в целом.
Он помогает исследователям продвигаться
вперед в поиске ответа на вопрос о причинах
обособления в обществе МСУ, предполагающий
установление зависимостей между политико-правовой
формой МСУ и порождающими ее социально-экономическими,
духовно-культурными, цивилизационными
факторами. 2. Генетический анализ в ряде
случаев невозможен без опоры на исторические
факты. Но они нужны ему как материал для
выделения в их зачастую случайной череде
действительных причинно-следственных
зависимостей. Так, переход от коллегиальных
исполкомов советской эпохи к единоличным
главам местного самоуправления (позднее
главам муниципальных образований) можно
принять просто как исторический факт.
В то же время важно понять, случаен или
закономерен данный переход, и если закономерен,
то чем он определяется, порождается. 3.
Аксиологический (ценностный) метод настраивает
на рассмотрение муниципальной практики
с точки зрения тех или иных социальных
ценностей. За ней, как и за любыми другими
событиями общественно-политической практики,
находятся чьи-либо потребности, интересы
как базовые социальные ценности. 4.Метод
движения от абстрактного к конкретному,
и наоборот, помогает общее разделять
на частности, а частности соединять в
общие правила, установки, институты, модели.
Это, например, движение от "муниципального
образования вообще" к отдельным видам
муниципальных образований, а от них -
к конкретным муниципальным образованиям.
Или от "муниципального образования
вообще" к его отдельным признакам.
ИСТОЧНИКИ науки МП. В числе источников
науки МП нормативные, судебные, теоретические
источники, социологические исследования,
муниципальная практика. СИСТЕМА науки
муниципального права. В системе МП как
науки выделяются ряд блоков: введение
в муниципальное право; МСУ в системе народовластия;
основы местного самоуправления; предметы
ведения и полномочия местного самоуправления;
гарантии местного самоуправления; ответственность
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления. МП как УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА. В этом качестве муниципальное
право представляет собой определенную
совокупность знаний из области науки,
которые посредством различных методических
приемов доводятся до обучаемых. Если
наука муниципального права охватывает
всю совокупность муниципально-правовых
знаний, то учебная дисциплина содержит
лишь ту их часть, которая необходима для
подготовки специалистов в области права,
государственного и муниципального управления.
Система муниципального права как учебной
дисциплины совпадает с системой теоретико-практических
исследований местного самоуправления.
МП нормы и институты. СИСТЕМА: Объединение
МП норм в МП институты , расположенные
в определенной последовательности в
зависимости от их значения и роли в регулировании
муниципальных отношений. МП нормы подразделяются
в рамках системы на элементы системы
или группы НМП:1. МПН, закрепляющие основные
принципы народовластия, т.е. нормы, содержащие
определения основных понятий и терминов,
а также нормы, закрепляющие основные
принципы и функции МСУ; 2. МПН, закрепляющие
основы деятельности МСУ: территориальные,
организационные, финансово-экономические;
3. МПН, закрепляющие предметы ведения
и полномочия МСУ; 4. МПН, устанавливающие
гарантии МСУ, т.е. организационную и финансову
самостоятельность МСУ, а также судебную
и другие правовые формы защиты МСУ; 5.
МПН, устанавливающие ответственность
ОМСУ и должностных лиц. История
МСУ в России. К первому этапу можно
отнести период замены кормления ( системы
МСУ через наместников и волостелей) специальными
МСУ – губными и земскими учреждениями.
Выборные губные учреждения создавались
для преследования разбойников и суда
над ними, носили всесословный характер.
Избираемые лица в совокупности составляли
губную избу (староста, десятские, лучшие
люди, дьяк). 7 век. 1555г. Указом Ивана Грозного
система кормления упраздняется и вводятся
земские учреждения. Не имели всесословного
характера, отстранены служилые люди,
действуют в границах волостей. Власть
осуществляется земскими старостами,
лучшими людьми, дьяками. Полномочия распространяются
на все ветви управления: полицейское,
финансовое, экономическое, осуществляют
судебную власть. 1699г. Бурмистерская
палата, которая являлась ОМ общинного
управления Москвы и выполняла функции
центрального управления городами государства
(Петр 1). Екатерина 2 – заложены первые
принципы самоуправлении Учреждение о
губерниях (1775г) Жалованная грамота дворянству
(1785г.), грамота на права и выгоды городов
(1785). Основаны исключительно на сословном
управлении. Наиболее важной вехой в развитии
ОМСУ стала Земская и городская реформы
1864г. Преследовали цель децентрализации
управления и развитие начал местного
самоуправления в России. Положение о
губернских и уездных земских учреждениях
от 1.01.1864 в губерниях и уездах создавались
земские органы: выборные земские собрания
и избираемые ими соответствующие земские
управы. Земское избирательство ограничивалось
имущественным цензом, выборы строились
на сословном начале. Коренным образом
ситуация изменилась после октября 1917г.
Конституция РСФСР 1918г определила отношение
волостной власти к уездной, уездной –
к губернской, и последней - к центру.
В основу организации власти на местах
был положен принцип единства системы
Советов как органов государственной
власти. Местные Советы и их исполнительные
комитеты выступали как местные органы
государственной власти и управления,
являясь структурной частью единого централизованного
государственного аппарата управления.
После принятия К СССР 1936г. и К РСФСР 1937г
все звенья представительной системы
в РФ, как и в других союзных республиках,
стали избираться на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании. В СССР в 80-е
годы насчитывалось более 51 тыс., а в РСФСР
более 28 тыс. Местных Советов. С принятие
Закона РСФСР от 06.07.1991 «О МСУ в РСФСР»
начался процесс реформирования МОВ и
формирования системы МСУ в РФ. Основные
положения государственной политики в
области развития МСУ в РФ определены
Указом президента РФ от 15 октября 1999г.
№1370 «Об утверждении Основных положений
государственной политики в области развития
МСУ в РФ». Согласно данному указу целью
государственной политики в области МСУ
является обеспечение дальнейшего развития
МСУ и повышения его эффективности как
необходимых условий становления экономически
и социально развитого демократического
государства. ФЗ №131 от 6 октября 2003г. «Об
общих принципах организации МСУ в РФ»
направлен на унификацию территориальной
формы организации муниципальной власти,
устанавливая единые территориальные
основы и принципы организации МСУ в субъектах
РФ на реальное приближение власти к населению.Земское
и городское самоуправление в дореволюционной
России. Земская и городская реформы 1864г.
Преследовали цель децентрализации управления
и развитие начал местного самоуправления
в России. Положение о губернских и уездных
земских учреждениях от 1.01.1864 в губерниях
и уездах создавались земские органы:
выборные земские собрания и избираемые
ими соответствующие земские управы. Земское
избирательство ограничивалось имущественным
цензом, выборы строились на сословном
начале. Уездное ЗС состояло из земских
гласных (депутатов), избираемых: а)уездными
землевладельцами; б) городскими обществами;
в) сельскими обществами. Выборы производились
соответственно на трех избирательных
съездах, при этом у крестьян выборы были
косвенные. В избирательных съездах не
участвовали: лица до 25 лет, судимые, осужденные,
иностранцы. Губернское собрание состояло
из гласных, избираемых уездными земскими
собраниями из своего состава. Земским
органам СУ поручалось общее заведование
местными хозяйственными делами, а именно:
1. Имуществами, капиталами и денежными
сборами земства; 2. Меры обеспечения народного
продовольствия; 3. Устройство и содержание
принадлежащих земству зданий, сооружений
и путей сообщения; 4. Заведование земскими
благотворительными учреждениями, прекращение
нищенства, попечение о строительстве
церквей; 5. Попечение о развитии местной
торговли и промышленности; 6. Участие
в попечении о местном образовании, здравоохранении;
7. Исполнение возложенных на земство потребностей
воинского и гражданского управления,
участие в делах о почтовой повинности;
8. Распределение государственных денежных
сборов; 9. Назначение, распределение, взимание
и расходование на основании устава о
земских повинностях местных сборов для
удовлетворения их потребностей и пр.
Земские учреждения были полностью отстранены
от участия в политике. Организация городского
СУ определялась положением от 16 июня
1870г. и была основана на тех же принципах,
что и земское СУ. Земские и городские
ОСУ не подчинялись местной администрации,
однако полностью контролировались министром
внутренних дел и губернатором. Т.о. существовало
две системы управления на местах: государственное
и земское, городское СУ. Система земского
и городского самоуправления сложившаяся
на основе новых положений 1890-92г, включала
следующие структурные элементы: Органами
губернского земства явл Губернское земское
собрание (председательствовал губернский
представитель дворянства из гласных),
кроме того в состав ГЗС входили лица,
заседающие в нем по должности. Собрание
собиралось раз в год, не позднее декабря
на сессию. Губернская земская управа
состояла из председателя и двух членов
(количество членов м.б увеличено до шести)
избираемых ГЗС. Председетелем м.б только
тот, кто имел право поступления на государственную
службу (дворянин с высшим образованием).
Земские учреждения уезда включали:земское
собрание и земскую управу с учреждениями
при ней. Земское собрание уезда состояло
из земских гласных , а также членов по
должности (председателя, городского головы
и пр.) Собиралось на сессию не позднее
ежегодно не позднее октября. Органом
управления земского СУ являась уездная
земская управа, которая избиравлась как
губернская. Срок полномочий 3 года. О городского
СУ включали городскую думу под председательством
городского головы и городскую управу.
В состав ГД входили также рпеседатель
местной уездной управы и депутат от духовного
ведомства. Срок полномочий 4 года. Правительственная
администрация в лице губернатора осуществляла
контроль за земским и городским СУ. Управы
были подотчетны Думам. Выборные лица,
занимающие должности в коллегиальных
органах ЗиГСУ считальст состоявшими
на государственной службе. На уровне
волости, отдельных сельских поселений
действовали органы крестьянского СУ
–сельский сход и сельский староста.
Местное СУ в советский
период и на современном этапе. В основу
организации власти на местах был положен
принцип единтсва системы Советов, как
органов государственной власти. Конституция
1918г. определила отношение волостной власти
к уездной – уездной к губернской а губерноской
к центру. В соответствии с Конституцией
система местных органов власти включала
областные, губернские (окружные), уездные
(районные) и волостные съезды советов
городские и сельские советы а также избираемые
ими исполнительные комитеты. После принятии
я К СССР 1936 и К РСФСР 1937гг. все звенья представительной
власти в РФ и союзных республиках стали
забираться путем равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Исполнительными
и распорядительными органами местных
советов явл избираемые ими исполнительные
комитеты в составе предстедаьелей,
заместителя председателя, секретарей
и членов. Сессия советов длялась один
день. Депутаты советов исполняли свои
полномочия без отрыва от основной деятельности,
имели обязанностью представлять интересы
своих избирателей и отчитывались перед
своими избирателями о проделанной работе,
депутат мог быт отозван досрочно по требованию
большинства избирателей. Местные советы
так и не обрели качетсв работающих корпораций
т.е органов самостоятельно решающих вопросы
местной жизни, тк. Фактически реальная
власть находилась в руках аппарта патийных
органов. Основные напрвления партийного
руководства а) выработку политической
линии и указаний по основным вопросам
связанными с реализацие советами политики
партии, б) руководство формированием
представительных органов, подбор, расстановку
обучение и воспитание кадров работающих
в Совтеах в) контроль за деятельностью
советских органов по реализации партийных
директив. 9 апреля 1990г Закон СССР «Об общих
началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР» который определил основные
направления развития местных органов
власти, принципы их формирования и деятельности
как органов самоуправления, самоорганизации
граждан. С принятием Закона РСФСР от 6
июля 1991г «О местном самоуправлении в
РСФСР» начался процесс реформирования
местных органов власти и формирования
системы местного самоуправления в РФ.