Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Государственное и муниципальное управления".
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Государственное
и муниципальное управление»:
1.1. Специальность
утверждена приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686. |
2. Область профессиональной
деятельности. Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. |
3. Основные
виды профессиональной деятельности: Специалист государственного и муниципального управления - менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления. |
30.
Основными принципами государственной
службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную деятельность
как государственных органов и должностных
лиц, так и физических и юридических лиц. 33.Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган России. Его состав и полномочия. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства. Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона(ст.105Конституции). Основными стадиями законодательного процесса являются: 1) внесение законопроекта в Государственную Думу; 2) рассмотрение
законопроекта в закона; 3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение; 4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения. В законодательном
процессе участвует множество субъектов,
однако основная нагрузка в законотворческой
деятельности ложится на Государственную
Думу. В соответствии со ст. 105 Конституции
РФ Государственной Думой принимаются
федеральные конституционные законы и
федеральные законы РФ. За палатами парламента
сохранено право осуществлять контроль
за исполнением федерального бюджета
(ст.101),а за Государственной Думой -
также полномочие решать вопрос о доверии
Правительству Российской Федерации.
Порядок формирования Совета Федерации
и порядок выборов депутатов Государственной
Думы устанавливаются федеральными законами.
С момента принятия конституции он неоднократно
менялся. 34. Государственная Дума РФ: полномочия, порядок избрания. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России). С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. |
31.Общая
характеристика системы
органов государственной
власти в РФ
Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства. По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации. В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида: 1) органы законодательной власти; 2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно— 3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; 4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц: а) постоянные, которые
создаются без ограничения б) временные, которые создаются на определенный срок. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе: 1) Конституции РФ; 2) федеральных
конституционных законов, 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ; 5) законодательных
актов субъектов Российской Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них –коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. На основе принципа разделения властей строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ. Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована. Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства, например: Президент оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или права наложения на них вето; Президент оказывает воздействие на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей других федеральных судов); Президент фактически
направляет деятельность исполнительных
органов власти в лице федерального
Правительства, с которым Президент очень
тесно связан и фактически направляет
его деятельность, формально не являясь
главой исполнительной власти. Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. |
32.
Президент РФ как глава
государства и исполнительной
власти, порядок его
избрания и полномочия.
Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего
равного и прямого Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей конституционного суда Российской Федерации. Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства. Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов. В соответствии с гл. 4 Конституции РФ Президент России назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о его отставке; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров; утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами государства; при определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение. Президент является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он разделяет как непосредственно и персонально, так и через Государственный совет РФ, Администрацию Президента РФ и государственные органы правительственной
исполнительной власти. 35. Совет Федерации Федерального Собрания России: полномочия, порядок формирования. В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации. В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов. |
36.
Исполнительная ветвь
гос. Власти в
РФ: полномочия, структура
Правительства РФ.
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть. Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ. Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты,
отделы и прочие службы двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых, областных органов и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах. Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур. Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем работы по государственному управлению выполняется федеральными органами исполнительной власти(три вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство,
федеральная служба и федеральное
агентство). Правительство РФ осуществляет
общее руководство федеральными
органами исполнительной власти, за исключением
федеральных органов В состав Правительства РФ входят: 1) Председатель Правительства РФ (премьер-министр); 2) заместители Председателя Правительства РФ; 3) федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ
предложения о структуре ·организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; ·осуществляет регулирование в социально — экономической сфере; ·обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; ·формирует федеральные
целевые программы и реализацию; ·реализует предоставленное
ему право законодательной ·осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Председатель Правительства РФ, в частности: 1)представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации; 2)ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; 3)распределяет
обязанности между своими 4)систематически информирует Президента РФ о работе Правительства; 5)подписывает акты Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя
Правительства РФ координируют работу
федеральных органов деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство. На
уровне субъектов
высшим уровнем исполнит.
власти яв. Правительство
Белгород. обл., возглавл.
губернатором Белг.
обл. |
37.Судебная
ветвь государственной
власти в России
и ее структура.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов. 4 вида судопроизводства: конституц.; гражданское; административ.; уголовное. Судебная система включает в себя следующие суды: 1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации; 2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ); 3) арбитражный
суд (субъекта Российской Высший Арбитражный Суд РФ); 4) третейский суд. Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви: 1) конституционное правосудие; 2) общее правосудие; 3) арбитражное правосудие. Высшими судебными органами являются: Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор
за их деятельностью и дает разъяснения
по вопросам судебной практики. |
4. Основные
требования к знаниям специалиста ГМУ:
должен знать основы и закономерности
функционирования системы ГМУ.
Основные требования к умениям: 1) должен уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить аналитич. обзоры, редактировать и рецензировать тексты; 2) использовать основные и специальные методы анализа информации в своей проф. деятельности (аналитич. работа); 3) использовать информ. – коммуникационные технологии (ИКТ) Основные требования к навыкам специалиста ГМУ: 1) владение специальной терминологией и лексикой, в том числе и на иностран. языке; 2) владение навыками самост. овладения нов. знаниями; 3) владение навыками
проф. аргументации. 14.Профессионально важные качества: инициативность и высокая коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения, готовность к рискам, системное мышление. |
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению