Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Государственное и муниципальное управления".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 93.00 Кб (Скачать)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Государственное и муниципальное управление»:

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686. 
1.2. Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 5 лет; квалификация - менеджер. 
1.3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. 
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

2. Область профессиональной деятельности.  
Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
3. Основные виды профессиональной деятельности: 
Специалист государственного и муниципального управления - менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:

планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.

30. Основными принципами государственной

службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы

государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет

прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие,

обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан

к государственной службе; единство правовых и организационных основ

государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого

подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной

службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее

доступность общественному контролю, объективное информирование общества о

деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность

государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного

вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

33.Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган России. Его состав и полномочия.

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации  является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию

правового государства.

Согласно ст.11 Конституции  Федеральное Собрание наряду с Президентом  и судами   Российской Федерации  осуществляет государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона(ст.105Конституции).

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта  в Государственную Думу;

2) рассмотрение  законопроекта в Государственной  Думе, принятие или отклонение

закона;

3) рассмотрение  закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом  РФ и обнародование закона.

Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения. В

законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на Государственную  Думу. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101),а за Государственной  Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся. 
 
 
 
 
 
 
 
 

34. Государственная  Дума РФ: полномочия, порядок избрания.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации).

Депутатом Государственной  Думы первого созыва мог одновременно являться член

Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям

Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной

системе (по партийным  спискам). Ранее в России была смешанная  избирательная система, так как  половина общего состава депутатов  избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

31.Общая  характеристика системы  органов государственной  власти в РФ

Орган государства  – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть  государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По характеру выполняемых задач  органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной  власти;

2) органы исполнительной  власти, основная форма деятельности  которых –

исполнительно—распорядительная;

3) органы судебной  власти, осуществляющие правосудие  и уполномоченные

применять государственное принуждение;

4) органы контрольной  власти, деятельность которых состоит  в проверке

соответствия актов  и действий государственных и  иных органов, их должностных

лиц:

а) постоянные, которые  создаются без ограничения срока  действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости  от правовой основы образования можно  различать государственные

органы, создаваемые  на базе:

1) Конституции  РФ;

2) федеральных  конституционных законов, федеральных  законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений  Правительства РФ;

5) законодательных  актов субъектов Российской Федерации.

Органы государства  различаются между собой и  тем, что одни из них –коллективные  образования, другие – представлены одним лицом.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов

является их место, роль, функциональное назначение в  структуре механизма

государства.

Исследование различных  видов государственных органов  предполагает их

комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и,

возможно, некоторых  других оснований их классификации.

На основе принципа разделения властей строится система органов

государственной власти в Российской Федерации и  ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной  власти РФ делятся на органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно

осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую,

исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют

основу конституционной системы органов российского государства. При этом

предполагается, что  три ветви власти должны взаимно  дополнять друг друга,

взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы

"сдержек и  противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны

прокуратуры, которая  должна принимать меры к устранению нарушения законов, от

какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или

должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов  государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.

Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно

скоординирована.

Прежде всего, эту  сложную работу по координации деятельности органов

государственной власти осуществляет Президент РФ как  глава государства,

например: Президент  оказывает воздействие на законодательные органы власти путем  осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых   законов или права наложения на них вето;

Президент  оказывает  воздействие на судебную власть (путем  предоставления Совету       Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного       суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, назначения судей       других федеральных судов);

Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов власти в лице федерального Правительства, с которым Президент очень тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь главой исполнительной власти.  

Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки

этих отраслей власти, не относя его ни к одной  из вышеперечисленных отраслей,

хотя по тексту Конституции он провозглашается  в качестве самостоятельного

субъекта осуществления  государственной власти.

32. Президент РФ как глава государства и исполнительной власти, порядок его избрания и полномочия.

Изначально (в 1991) президент России избирался на 5 лет. В конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на

основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации

не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента

Российской Федерации  определяется федеральным законом от 10 января 2003 года

№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

При вступлении в  должность президент Российской Федерации приносит народу присягу.

Присяга приносится в торжественной обстановке в  присутствии членов Совета

Федерации, депутатов  Государственной думы и судей конституционного суда Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и

свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет

Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты;

принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем

дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия,

присущие главе  государства.

Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены прежде всего

на обеспечение  согласованного функционирования и взаимодействия органов всех

ветвей государственной  власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной

власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным

законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы;

представлять Государственной  Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на

должности судей  Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего

Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить

предложения в  Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.

В соответствии с  гл. 4 Конституции РФ Президент России назначает с согласия

Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и принимает решение о его

отставке; по предложению  Председателя Правительства назначает  на должность и

освобождает от должности  его заместителей, а также федеральных  министров;

утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами государства; при определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также

чрезвычайное положение. Президент является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он

разделяет как  непосредственно и персонально, так и через Государственный совет РФ, Администрацию Президента РФ и государственные органы

правительственной исполнительной власти. 
 
 

35. Совет Федерации  Федерального Собрания  России: полномочия, порядок формирования.

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской

Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти

субъекта. Поскольку  состав Российской Федерации из-за объединения субъектов

федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета

Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным

положениям Конституции  России), в 1996-2002 годах в Совет  Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000

года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов,

делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002

годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает  со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

36. Исполнительная ветвь  гос. Власти в  РФ: полномочия, структура  Правительства РФ.

Исполнительная  власть в субъектах РФ занимает ведущее  место в системе органов

государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в

Конституции РФ. И  хотя в конституциях и уставах  субъектов РФ главы об этой

ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области

и других субъектов  РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также

положения об отдельных  органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

Систему органов  исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) органы, составляющие  аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации,  находящиеся в

двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых,

областных органов  и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором,

а в Москве –  мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур.

Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной объем работы по государственному управлению выполняется  федеральными органами исполнительной власти(три вида федеральных органов исполнительной власти:

федеральное министерство, федеральная служба и федеральное  агентство). Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и др., руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. 

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель  Правительства РФ (премьер-министр);

2) заместители  Председателя Правительства РФ;

3) федеральные  министры.

В формировании Правительства  ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако

Председателя Правительства  РФ Президент назначает с согласия Государственной

Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также

Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В течение недели после назначения Председатель Правительства  РФ представляет

Президенту РФ предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти, а  после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким—либо сроком не связан). В пределах общих полномочий Правительство РФ:

·организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

·осуществляет регулирование  в социально — экономической  сфере;

·обеспечивает единство системы исполнительной власти в  РФ,

направляет и  контролирует деятельность ее органов;

·формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает их

реализацию;

·реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы;

·осуществляет меры по обеспечению законности, прав и  свобод, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью.

Председатель Правительства  РФ, в частности:

1)представляет  Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

2)ведет заседания  Правительства РФ, обладая правом  решающего голоса;

3)распределяет  обязанности между своими заместителями;

4)систематически  информирует Президента РФ о работе Правительства;

5)подписывает акты Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их

деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений

и распоряжений, внесенные  в Правительство.

На  уровне субъектов  высшим уровнем исполнит. власти яв. Правительство  Белгород. обл., возглавл. губернатором Белг. обл. 

37.Судебная  ветвь государственной  власти в России  и ее структура.

В соответствии с  ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею)

в Российской Федерации  осуществляется только судом. Из этого  вытекает, что в

России нет и  не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.

4 вида судопроизводства: конституц.; гражданское;  административ.; уголовное.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный  Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской

Федерации;

2) суд общей  юрисдикции (мировой судья, районный  суд, верховный суд

республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный  суд (субъекта Российской Федерации,  апелляционный, окружной,

Высший Арбитражный  Суд РФ);

4) третейский суд.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное  правосудие. Высшими судебными органами являются:

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

К компетенции  Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший  Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом по разрешению

экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он

осуществляет в  предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 

4. Основные требования к знаниям специалиста ГМУ: должен знать основы и закономерности функционирования системы ГМУ.

Основные требования к умениям:

1) должен уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить аналитич. обзоры, редактировать и рецензировать тексты;

2) использовать основные и специальные методы анализа информации в своей проф. деятельности (аналитич. работа);

3) использовать информ. – коммуникационные технологии (ИКТ)

Основные требования к навыкам специалиста ГМУ:

1) владение специальной терминологией и лексикой, в том числе и на иностран. языке;

2) владение навыками самост. овладения  нов. знаниями;

3) владение навыками проф. аргументации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14.Профессионально важные качества: инициативность и высокая коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения, готовность к рискам, системное мышление.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению