Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:06, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
Определение эффективности местного самоуправления;
Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.
Введение
1. Реформы местного самоуправления в России
2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
3. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления
5. Развитие местного самоуправления в современной России
6. Взаимоотношение органов и должностных лиц
Заключение
Список используемой литературы
47
Введение
1. Реформы местного самоуправления в России
2. Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации
3. Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления
5. Развитие местного самоуправления в современной России
6. Взаимоотношение органов и должностных лиц
Заключение
Список используемой литературы
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.
Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между Государством и Обществом. Именно в этой позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов Общества и Государства.
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов?
- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?
Не следует забывать, что местная власть за последние 10-12 лет неоднократно реформировалась, менялась ее законодательная база. Выдержит ли она новую радикальную перестройку, пойдет ли она ей на пользу?
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделено таким вопросам, как взаимоотношение органов государственной власти и местного самоуправления, роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, полномочия местного самоуправления и т.д.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
Определение эффективности местного самоуправления;
Анализ необходимости реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
Сравнение основных принципов местного самоуправления на основе анализа федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 1995 и 2003 годов.
Объектом исследования выступает реформирование принципов местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования является новая модель местного самоуправления в России.
1. Реформы местного самоуправления в России
Сразу же после отмены крепостного права реформировали органы местного самоуправления. По закону 1 января 1864 года были созданы земства. Введение в действие Положения о земских учреждениях было возложено на временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. И то, и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией, под предводительством губернатора.
Выборы гласных (депутатов) в состав уездного земского собрания проходили по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах:
1. крупных землевладельцев,
2. городских собственников, владеющих недвижимым имуществом в городе,
3. сельских обществ.
Выборы производились раздельно: от первых двух курий проводились на съездах их представителей. В избирательных съездах не могли принимать участия: « а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или по общественному приговору; и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России»,[1] а также лица, признанные недееспособными и исключенные из духовного ведомства.
В выборах уездных землевладельцев могли участвовать: а) собственники земли, расположенной в определенном уезде; б) лица, которые владели в уезде другим недвижимым имуществом, не ниже 15 тысяч рублей, владеющие промышленным или хозяйственным заведением; в) уполномоченные от нескольких землевладельцев, учреждений и т.п.; г) уполномоченные от священнослужителей, которые владели в уезде церковью.[2]
Исполнительными органами были губернские и уездные земские управы. Они состояли из председателя и нескольких членов, избирались на три года. Губернские собрания проводились раз в год и длились 2-3 недели, для решения возложенных на них задач, а также утверждения смет расходов и доходов. Земские собрания получали в свое ведение по своему преимуществу дела местного хозяйства. На основании Временных Правил, все государственные повинности были изъяты из компетенции земства. Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились: а) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; б) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; в) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; г) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; д) содержание местных по крестьянским делам учреждений.
Земская реформа 1864 года положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения.
Земская интеллигенция многое сделала для улучшения жизни деревни. «Один земский врач обслуживал 200 деревень, принимал в обычный день не менее 60 больных, в праздничный – по 100 человек. Рабочий день земского врача составлял 12 часов. Фельдшеры и акушеры получали в земствах 120 – 180 рублей в год, сельские земские учителя – 150 рублей в год. «Тесно, сыро, холодно и не сытно». Так оценивали свою жизнь учителя и врачи»[3].
В 1870 году была проведена городская реформа. Она была проведена на основе Городового положения, принятого в том же году.
Городовым положением 1870 года избирательное право как активное, так и пассивное, было предоставлено каждому городскому обывателю, независимо от сословной принадлежности, но при наличии следующих условий: 1) если он Русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения 3) если он при этих условиях владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочный торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п.; 4) отсутствие недоимок по городским сборам.[4] Таким образом, каждый, кто имел хоть крошечный домик, кто в качестве торговца или ремесленника, платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и сам мог быть избранным в гласные.
Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителя. Голосование было тайным.
Лучшей стороной реформы 1870 года была направленность деятельности городских органов на решение местных дел, ведении городского хозяйства и благоустройства, установление правил об использовании городского имущества и различных сборов. Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовала становлению общественно-политической и культурной жизни, развитию предпринимательства и торговли.
Недостаток реформы заключался в том, что органы городского самоуправления контролировались и подчинялись царской администрации, что сильно ограничивало их самостоятельность.
Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 года закрепил общие положения органов местного самоуправления в Российской Федерации; структуру и организационные основы деятельности местных органов власти и управления; структуру и организационные основы деятельности местной администрации; экономическую основу местного самоуправления; финансовую основу местного самоуправления; компетенцию местных советов и местной администрации; территориальное общественное самоуправление населения; гарантии местного самоуправления.
Конституция России 1993 года определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[5].
Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел"[6].
28 августа 1995 года был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральным Законом от 20.08.1995 года установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций[7].
К органам местного самоуправления, закон отнес выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований[8]. К формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления по закону отнесены: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления[9]. Установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от12.08.1995 г., другими федеральными законами, запрещается[10]. Кроме того, в отличие от закона 1991 года в данном законе установлена ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом[11].
6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С этого времени началась реализация этого закона в нашей стране. Вступил в силу закон с 01.01.2006. Суть этой реформы заключается в установление РФ двухуровневой системы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется как на уровне городских поселений, так и на уровне муниципальных районов, в состав территории которых входят поселения. На уровне поселений решаются вопросы местного значения, которые непосредственно касаются жизнедеятельности жителей конкретного поселения, то есть, в основном, жилищно-коммунальные вопросы местного значения. Муниципальный район имеет полномочия, которые касаются не одного отдельного поселения, а всех поселений, входящих в состав муниципального района, то есть межмуниципальные, межпоселенческие вопросы местного значения. Для крупных и самодостаточных населенных пунктов предусмотрен и еще один тип муниципального образования - "городской округ. Городской округ не входит в состав муниципального района и обладает полномочиями, как поселения, так и муниципального района. Изменение системы местного самоуправления в РФ должно повысить заинтересованность жителей в осуществлении местного самоуправления, в связи с приближением к населению этого уровня публичной власти, что в свою очередь должно положительно сказаться на социально-экономическом положении муниципальных образований.