Расчетно графическое задание по «Муниципальное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории.

Содержание

1 Виды муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями 3
2 Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления 5
3 Срок осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий 11
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

муниципальное право.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

технический университет» 
 

Факультет инженерно экономический

Кафедра «Юриспруденции» 
 
 
 

РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Муниципальное право» 
 
 
 
 

Студент группы 9ЮР3а1       А.А. Грачева 

Проверил           С.И. Чащина 
 
 
 
 

2011

Содержание 
 

     1 Виды муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями 3

     2 Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления 5

     3 Срок осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий 11

     Список использованных источников 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями
  

 Государственными  полномочиями наделяются органы местного самоуправления городских округов  и муниципальных районов.

     В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[2]; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области;
  • городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

     В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

     Территории  муниципальных образований в  большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

     В гражданских правоотношениях муниципальные  образования выступают наравне  с другими участниками гражданских  правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

  1. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления
 

     Полномочия  федеральных органов государственной  власти в области местного самоуправления. Полномочия федеральных органов  государственной власти перечислены  в ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ – в ст. 6.

     Согласно  ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления прежде всего относится определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых этим Федеральным законом (ч. 1). При этом сам Федеральный закон № 131-ФЗ исходит из приоритетности норм Конституции РФ и данного Федерального закона в соотношении с иными актами, касающимися местного самоуправления. В ч. 3 ст. 5 говорится: «В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, настоящему Федеральному закону применяются Конституция РФ и настоящий Федеральный закон».

     Помимо  того, Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 5 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относит правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления.

     Федеральный закон № 131-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относит и правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Данное положение Закона предполагает возможность не только рамочного (в виду «основ», «принципов») федерального регулирования в отношении местного самоуправления, но и непосредственного определения положения граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления как участников соответствующих отношений.

     В дополнение к этому Федеральный закон № 131-ФЗ специально оговаривает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлена в Конституции РФ (ч. 2 ст. 132). Но существенно следующее: Конституция лишь в самой общей форме говорит, что органы местного самоуправления «могут наделяться» такими полномочиями. Федеральный закон исходит из расширительного понимания сути соответствующего регулирования – оно нацелено на определение как «прав, обязанностей» (а это и есть содержание полномочий), так и «ответственности» органов и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий.

     Федеральный закон № 131-ФЗ определяет рамки федерального воздействия на осуществление местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 5: «Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

     Обзор закрепленных в Федеральном законе № 131-ФЗ возможностей федеральной государственной власти в отношении местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что они, во-первых, весьма широки, во-вторых, предполагают как общеустановочное регулирование, требующее дальнейшего развития в правотворчестве субъектов РФ, так и прямое регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления, когда соответствующие нормы должны применяться в том виде, как они сформулированы в актах федеральных органов государственной власти.

     Полномочия  органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления. Что же касается полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, они определены весьма точечно в ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ.

     Во-первых, это правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях  и в порядке, установленных данным Федеральным законом. Фактически приведенное  положение означает, что закон  субъекта может что-либо регулировать в плане организации местного самоуправления только в том случае, если именно по этому поводу имеется  отсылка в Федеральном законе № 131-ФЗ к законодательству субъектов РФ. То есть в этом Законе  должно быть указано, что вопрос регулируется законодательством субъектов Федерации.

     Во-вторых, это правовое регулирование прав и обязанностей, ответственности  органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц  в области местного самоуправления, в случаях и порядке, установленных  федеральными законами. Здесь, как можно видеть, субъект РФ наделен правом определять роль своих органов государственной власти в отношении местного самоуправления, но сохраняется принцип  регулирования субъектом РФ отношений в области местного самоуправления только по прямому указанию федерального законодательства, в том числе и в отношении возможностей своих органов власти, то есть осуществлять регулирование в отсутствие такого прямого указания невозможно.

     Анализ  текста Федерального закона № 131-ФЗ позволяет выявить ряд полномочий органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере, в отношении которых данным Законом предполагается регулирование либо федеральным законом и законом субъекта РФ, либо законом субъекта. Так, согласно ч. 3 ст. 7 за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно ст. 10 границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта РФ (ст. 22), гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ (ст. 23).

Информация о работе Расчетно графическое задание по «Муниципальное право»