Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:25, реферат
Приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
Приватизация
государственной
и муниципальной
собственности
Введение В последние
десятилетия в нашем Именно приватизационная
реформа стала «рычагом», «основной
движущей силой» коренных преобразований,
сердцевиной экономической Приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. Российская приватизация
отличается противоречивостью нормативно- Глава 1 1.1.Понятие приватизации государственного и муниципального имущества В экономическом смысле под приватизацией понимается преобразование отношений собственности путем передачи или продаж на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам»[1] . Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены. В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др. Данное определение содержало в себе ряд недостатков, в том числе: неоправданное
ограничение круга лиц, являвшихся
приобретателями использование неюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.); отсутствие указания
на возмездность отношений, связанных
с приватизацией Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества. Приватизация
инициировалась органами исполнительной
власти, заинтересованными юридическими
и физическими лицами, которые
подавали заявки на приватизацию конкретного
объекта уполномоченному В Гражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Модификация законодательства. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»1 существенно изменил понятие приватизации. Приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного определения следует, что: приватизация носит возмездный характер; приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны. Хотелось бы,
что Закон о приватизации 1997 г.
сохранял заявочную систему Ныне действующий Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц. Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации. Я хотела бы отметить, что Закон говорит о передаче государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не в частную собственность). Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимо государственной, муниципальной и частной собственности, допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе. Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения. Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации. 1.2.Развитие законодательства Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества Правовое регулирование
приватизации государственных и
муниципальных предприятий Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово-бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д. Означает ли это, что законодательство о приватизации можно выделить в какую-то особенную категорию?[2] В юридической литературе высказывалась точка зрения, что законодательство о приватизации носит ярко выраженный административно-правовой характер и не может быть отнесено к гражданскому законодательству, а представляет собой раздел хозяйственного законодательства, в состав которого входят акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований[3] . В обоснование этого приводятся положение абз. 2 п. 3 ст. 96 ГК РФ о возможном особом регулировании правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также положение ст. 217 ГК РФ о приоритете приватизационных норм перед нормами ГК РФ в отношении порядка приобретения и прекращения права собственности. Однако с данной позицией трудно согласиться. Действительно, регулирование деятельности государства и иных субъектов при приватизации государственного и муниципального имущества требует особых законодательных правил, учитывающих специфику данных отношений. Необходимо отметить, что кроме приватизации существуют и другие отдельные виды деятельности: антимонопольная деятельность, деятельность по снабжению электроэнергией, газом, деятельность в сфере коммунальных услуг и пр., где административное и гражданское право пересекаются, действуют совместно, регулируя присущими им методами одни и те же общественные отношения[4] . Очевидно, что в данном случае можно говорить только о комплексном характере законодательства о приватизации, содержащего нормы гражданского, административного, финансового, земельного и иных отраслей права. Каждое из правоотношений, возникающих при приватизации государственного имущества, можно отнести к той или иной отрасли права, но даже все вместе они не составят что-либо целостное и системное. Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг. Далее хотелось бы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми законами как изменяются основные понятия и категории приватизации государственного и муниципального имущества. Под субъектами приватизации понимаются участники, между которыми возникают определенные общественные отношения. В юридической литературе распространено мнение о существовании особых «приватизационных правоотношений»2. В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны - собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, т.е. продавцы имущества, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург). Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности — федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность — самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст. 8 Конституции РФ). Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ. В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения. В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии, с которым продавцом выступало только одно учреждение — РФФИ, по Закону о приватизации 2001 г. может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. № 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ. Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях РФФИ — некоммерческая организация. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства. Неторные авторы не согласны с понятием продавец государственного и муниципального имущества, поскольку не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи, и обозначают этого субъекта приватизации просто как собственник государственного и муниципального имущества. Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества. Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25 процентов. Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности. Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество. Напомню, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов. Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит. В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 и 1997 г.), Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество. В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные. Но ранее действовавшее
законодательство ограничивало участие
иностранных инвесторов в приватизации
предприятий. Так, например, решения
о возможности допуска Законодательство
предусматривало перечень имущества,
которое приватизируется с В отличие от
ранее действовавшего Закон 2001 г. не
требует обязательного Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества. Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество. Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. - приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. - приватизация имущества). При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились: предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий; оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий; активы ликвидационных предприятий; доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества. Закон о приватизации
2001 г. вводит понятие «стратегические
предприятия и акционерные Существует имущество,
которое может находиться только
в государственной или Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы. Государственная программа является нормативно-правовым актом, устанавливающей классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставленные при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий период (первый год и три последующих года). В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная программа приватизации должна приниматься в форме федерального закона и соответственно регулировать отношения в рассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят. Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие – прогнозный план (программа) приватизации. По своей юридической природе прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации. 25 августа 2006 г. Правительство РФ утвердило Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы. В соответствии с этим документом в 2007 году государство выставит на продажу пакеты акций 911 акционерных обществ, 368 федеральных государственных унитарных предприятий, 7 пакетов ЗАО и 233 объекта иного федерального имущества. Выручка от их продажи должна составить 41 миллиард рублей. Всего же по состоянию на 1 июля 2006 года государство владело долями в 3724 акционерных обществ и было собственником 7178 федеральных государственных унитарных предприятий. В 2007 году из крупных объектов, как сообщается в преамбуле документа, будут выставлены на торги акции "ВО "Станкоимпорт", "Московского метростроя" и двух аэропортов - в Салехарде и Уфе. Кроме того, в 2007 году государство намерено продать 0,0003 процента акций ОАО "Северсталь", а также 100-процентные пакеты "Московского завода полиметаллов" (занимается разработкой и изготовлением комплектующих для ядерных реакторов), ОАО "Севморнефтегеофизика" (занимается геологическим изучением акваторий арктических морей для определения перспективности добычи нефти и газа), госпакеты газораспределительных станций во Владимире, Новгороде, Смоленске и на Сахалине. В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотя некоторые информагентства и поспешили сообщить о его приватизации. По-прежнему относится к разряду стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейший в мире телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", а ведь аукцион по его акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация "Аэрофлота". И если раньше министр экономического развития и торговли Герман Греф не раз заявлял, что исключение "Связьинвеста" и "Аэрофлота" из "стратегического списка" может состояться в ближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировок избегает.[5] Прогнозный план приватизации федерального имущества содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40 миллиардов рублей соответственно.[6] Под способами приватизации понимаются предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться, только способами, предусмотренными Законом о приватизации. Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались. Большинство способов приватизации (восемь из указанных в Законе о приватизации десяти способов) – это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи государственного имущества. Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами. Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа имущества посредством публичного предложения продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены. Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций. Я хотела бы отметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовали противоречия, которые касаются способов приватизации. Закон о приватизации 1991 г. не предусматривал способа приватизации, который применялся на практике. Так, в 1995 г. была проведена залоговая приватизация на основе Указа Президента от 31 августа 1995 г. «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». На основе этого Указа проводились аукционы, где акции не продавались, а проводился отбор кредиторов-залогодержателей по принципу «кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащих государству в уставных капиталах акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий». Проценты за кредит начислялись с момента выдачи кредита до 1 января 1996 г. После этой даты возникало право продажи акций с соблюдением принципов конкурсности и публичности в их реализации. Залоговая приватизация, не предусмотренная ни Законом о приватизации, ни Программой приватизации, представляла собой «узаконенную» притворную сделку; под видом кредита, который государство заведомо не собиралось и не способно было вернуть банкам-кредиторам, производилась по сути приватизация акций. Закон о приватизации 1997 г. одним из способов приватизации выделяли проведение конкурса с социальными и (или) инвестиционными условиями. А связи с эти Высший Арбитражный Суд РФ обратился в Конституционный Суд о проверке конституционности положения п. 7 ст. 21 этого Закона, согласно которому в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, приобретенный им объект приватизации подлежал безвозмездному отчуждению («возвращению») в государственную или муниципальную собственность. К возможным социальным условиям приватизации Закон относил: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования и т.д. Все они должны были согласоваться как с органами публичной власти соответствующих уровней, так и с работниками приватизируемых предприятий. Несмотря на очевидную связь этих «обременяющих» условий с последствиями российской приватизации, поводом к обращению стал вывод заявителя о неконституционности указанного положения ввиду того, что при наступлении последствий их невыполнения победитель коммерческого конкурса лишался средств, уплаченных по сделке, и тем самым нарушались его конституционные права (ст. 8 (ч. 2) и 35 Конституции). В принятом оп настоящему делу постановлении от 25 июля 2001 г. Конституционный Суд отнес лиц, получающих имущество в процессе приватизации государственной или муниципальной собственности, к числу законных владельцев, осуществляющих свои права наряду с частными собственниками. Заключая договор о порядке выполнения инвестиционных и (или) социальных условий, эти лица становились участниками сложных обязательственных правоотношений, существенно связанных с правами и свободами широкого круга лиц, а следовательно - и публичными интересами. При этом предполагалось, что покупатель соглашается с необходимостью выполнения таких условий за счет его денежных средств, внесенных на безвозмездной и безвозвратной основе. И только надлежащее эффективное выполнение всех этих условий становилось основанием последующего приобретения приобретателем объекта приватизации права собственности на имущество, в отношении которого он ранее осуществлял права владения и пользования; в противном случае такой объект подлежал безвозмездному возврату публичному собственнику. В итоге Конституционный
Суд не согласился с выводом заявителя
о неконституционности В ныне девствующем
Законе о приватизации 2001 г. законодатель
не только отказался определять конкурсные
условия как «социальные», но и
соответствующим образом « Как уже было отмечено, федеральные унитарные предприятия железнодорожного транспорта включаются в прогнозный план (программу приватизации) на основании федерального закона и что приватизация производится только способами, предусмотренными Законом о приватизации 2001 г. Полномочия дополнять способы приватизации в угоду чиновникам от железнодорожного транспорта не предоставлялись. Однако Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусматривает, по существу, новый способ приватизации - изъятие имущества у действующих унитарных предприятий и передачу его на основе сводного передаточного акта созданному ОАО «Российские железные дороги». Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал акционерного общества, в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО на основе сводного передаточного акта, путем уступки требований и перевода долгов. Организации железнодорожного транспорта, имущество которых формально уже передано ОАО, продолжают свою деятельность вплоть до получения обществом лицензий на соответствующие виды деятельности. После этого указанные организации «прекращаются и исключаются из Единого реестра юридических лиц в установленном порядке» (п. 6 ст. 4 названного Закона). Указанным Законом внесены изменения в ст. 25 Закона о приватизации, из которых следует, что передача имущества действующих предприятий ОАО «РЖД» отнесена к такому способу приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО. Логика Закона в итоге нарушена. До сих пор четко различали передачу приятия как имущественного комплекса или его преобразование открытое акционерное общество с сохранением трудового коллектива и переходом трудовых прав и обязанностей к новому работодателю - приобретателю предприятия и передачу государственного существа, не находящегося в хозяйственном ведении действующего унитарного предприятия, в уставный капитал акционерного общества. В результате же применения нового способа приватизации трудовые коллективы оказываются абсолютно отторгнутыми от своих предприятий, о них Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» даже и не упоминает. Предприятие нельзя рассматривать как обычное имущество, как вещь. В предприятие как имущественный комплекс входят не только гражданские, но и трудовые права и обязанности. Именно наличие работников характеризует имущественный комплекс действующего предприятия. На наш взгляд, следовало бы сначала реорганизовать железные дороги путем слияния, а затем преобразовать созданное единое унитарное предприятие в ОАО. Однако законодатель спешил с приватизацией железнодорожного транспорта, и потому был «придуман» новый способ приватизации. В перспективе
ОАО «РЖД» ждут дальнейшие преобразования,
результатом которых будет В целом законодательство
о приватизации характеризуется
постоянным изменением и совершенствованием
принятых нормативных актов, большим
количеством подзаконных Глава 2 2.1.Процесс приватизации в России: цели и этапы Приватизация, на мой взгляд, прежде, как экономическое явление, имеет перед собой множество целей и задач. Попробую отметить понимание целей приватизации. Основные цели приватизации в России являются: формирование
слоя частных собственников- повышение эффективности деятельности предприятий; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранных инвестиций; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации. Эксперты по-разному
пишут о целях приватизации государственной
собственности, но все они сходятся
во мнении на том факте, что реформирование
отношений собственности в В октябре 1991 г.
российское правительство провозгласило
программу радикальных Подавляющее преобладание в нашем государстве государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап осуществлялся в течении 1992-1994 годов. 14 августа 1992 г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения), которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (августа 1992 г. – очень 1994 г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена – ее просто не существовало на момент реформ, - то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составляла 10 тыс. рублей – именно такова была номинальная стоимость ваучера – сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей). Приватизационный чек является документом на предьявителя. Приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения по истечению срока действия, они действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. Объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов могут приобретаться на приватизационные чеки. Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. На стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10-12 тыс. рублей (цена 3-4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационные чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, - представители теневой экономики. В июле 1991 года в
России был принят Закон о приватизации
государственных и Одной из особенностей отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям. Адаптация приватизируемого предприятия к возникающим в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Однако основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий. Первый этап приватизации закончился в июне 1994 года. Второй этап
приватизации начался (с осени 1994 г.),
который назывался В целом же акционирование
предприятий происходило вяло и
в основном по первому, консервативному
варианту: по льготным ценам акции
приобретались работниками По мнению некоторых экспертов при оценке процесса приватизации необходимо выделять ещё и третий этап приватизации, который ассоциируется с понятием «индивидуальный проект». В Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.) была оформлена формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах", хотя этот термин и не был легализован в законе о приватизации 2001г. Согласно этому Постановлению, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. Мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами с октября 1997 г. становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок. Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически закрыл зеленый свет массовой "денежной" приватизации". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет. В 2000 г. приватизация
как элемент экономических Замедление приватизационного
процесса связано со многими объективными
и субъективными факторами. Наиболее
существенным является отсутствие спроса
на большинство продаваемых « Так же хотелось бы отметить, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны - стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стал кризис 1997-1998 гг., который развернулся на финансовых рынках. 2.2.Итоги приватизации в России Важнейшим итогом
первого этапа и в меньшей
степени второго стало По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации. Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее успешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ. Хотя к настоящему
времени около 55 млн. российских граждан
владеют акциями, причем 40 млн. из них
приобрели акции за ваучеры (как
правило, посредством чековых Поскольку ваучеры
не были именными ценными бумагами
и подлежали свободной купле- На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд. долл.). Весьма сомнительными
оказались и льготы коллективам
предприятий. Надо отметить, что такие
льготы во многом оправданы тем, что
большинство предприятий к Поскольку сотрудники
предприятий имели право (наряду
с бесплатным получением акций) приобретать
часть акций со скидкой, их администрации
при предшествующей акционированию
оценке стоимости предприятий Приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства. При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивает занятость большей части самодеятельного населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему. 2.3.Современные тенденции и перспективы приватизации На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления. В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь. В течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно. Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий. К сожалению, в
России вновь созданных в Экономическое
стимулирование мелкого бизнеса, активно
осуществляемое во всех странах Запада,
в России сегодня, безусловно, лимитируется
крайне недостаточными финансовыми возможностями
государства. По мере преодоления финансового
кризиса стимулирование создания частного
сектора должно стать одной из приоритетных
задач экономической политики государства.
Однако уже сегодня можно значительно
улучшить правовые условия деятельности
в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные
искусственно созданные препятствия на
его пути. От создания эффективного среднего
класса решающим образом зависит будущее
России. Заключение В заключение хотелось бы отметить, в России осуществляется крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации. А также приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и т.д. Говоря о законодательстве приватизации государственного и нормативного имущества, то оно отличалась противоречивостью нормативно-правовых актов. В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков. Необходимо отметить, что результатом совершенствования нормативно-правовой базы о приватизации государственной и муниципальной собственности принятие в 2001 г. Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В Законе учтены многие пробелы и коллизии предшествующего законодательства, тем не менее, в нем содержится и ряд недоработок, связанных, прежде всего, с недостатками юридической техники. Также этим законом существенно изменены концепция и технология проведения приватизации, которые еще не получили осмысления в рамках юридической доктрины и, что особенно важно, с учетом практики применения законодательства. В целом процесс приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к негативным экономическим и социальным последствиям для абсолютного большинства населения страны. Зачастую в научной литературе возникают призывы к признанию результатов приватизации недействительными в целом или к проверке законности приватизации и, как следствие, пересмотру ее итогов, в отношении каждого ранее приватизированного объекта. На мой взгляд, одним из упущений российских экономистов и законодателей является, что в процессе приватизации не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах. Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой. Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только. |
Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности