Принципы государственной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

На сегодняшний день, практика общественного развития на первый план выводит проблемы, связанные с развитием и становлением государственной службы. Поскольку только сильная власть способна не только принимать необходимые разумные решения, но и реализовывать их на практике своевременно и полностью.
Решение всех поставленных задач, поставленных перед государственной властью, во многом зависит от того, насколько хорошо организован труд чиновников и насколько он результативен. Поэтому первостепенной, приоритетной проблемой является подбор качественных кадров для государственной службы в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Принципы государственной службы в РФ.docx

— 21.56 Кб (Скачать)

Введение

На сегодняшний день, практика общественного развития на первый план выводит проблемы, связанные с развитием и становлением государственной службы.  Поскольку только сильная власть способна не только принимать необходимые разумные решения, но и реализовывать их на практике своевременно и полностью.

Решение всех поставленных задач, поставленных перед государственной  властью, во многом зависит от того, насколько хорошо организован труд чиновников и насколько он результативен. Поэтому первостепенной, приоритетной проблемой является подбор качественных кадров для государственной службы в Российской Федерации.

На государственную службу возлагается решение ответственных  задач. Принципы государственной службы должны исполняться непременно, поскольку  успех дел государства зависит  от уровня профессионализма и компетентности чиновников.

Целью данного эссе является исследование принципов государственной  службы в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

    • Раскрыть понятие государственной службы;
    • Коротко охарактеризовать принципы государственной службы;
    • Более подробно рассмотреть один из принципов.

 

Понятие государственной  службы.

Как таковое, понятие «государственная служба» в законодательстве отсутствовало  достаточно долгое время. В юридической  литературе под этим понятием подразумевалось  выполнение чиновниками трудовой деятельности в соответствии с их должностями. В свою очередь, эта деятельность чиновников направлена на решение задач  и функций государства и оплачивается им. А статус государственного служащего получал каждый, кто работал в любой государственной организации.

Теперь, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. [1]

Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской Федерации, вышеуказанным Федеральным  законом не регулируется (ст. 1 ФЗ). [2]

Государственную службу в  Российской Федерации можно разделить  на федеральную и государственную  службу субъектов федерации. Поэтому  законодательство, регулирующее государственно-служебные  отношения,  так же делится на два вида. Законодательство о государственной  службе включает в себя федеральную Конституцию, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», многочисленные нормативно правовые акты, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Таким образом, можно сказать, что государственная служба является комплексным правовым институтом. Деятельность этого института заключается в выполнении чиновниками своих функций. В федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» государственные служащие, чья деятельность проходит в органах государственной власти, отделяются от обычных служащих.

Следовательно, основываясь  на данном законе можно определить некоторые признаки государственной  службы в Российской Федерации:

    1. Деятельность государственного служащего имеет государственно-значимый характер;
    2. Деятельность госслужащего имеет профессиональный характер и отвечает особым требованиям.

 

Основные принципы государственной службы.

Первая группа – принципы построения и функционирования системы  государственной службы. Данные принципы закреплены в статье 3 федерального закона «О системе государственной службы РФ». К ним относятся:

    1. Федерализм, который обеспечивает единство всей системы госслужбы и соблюдения границ предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти  и власти субъектов Российской Федерации;
    2. Законность. Права и свободы человека находятся в приоритете, а значит, обязанности государственного служащего заключаются в том, чтобы соблюдать и защищать эти права и свободы граждан страны;
    3. Равнодоступность государственной службы для граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, одинаковые условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В пятой статье этого же федерального закона перечислены следующие  принципы государственной службы:

    1. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами;
    2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    3. Единство системы государственной власти;
    4. Разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную;
    5. Равнодоступность к государственной службе без какой-либо дискриминации;
    6. Решения, принятые вышестоящими органами и их руководителями, обязательны для исполнения государственными служащими (исключая незаконные решения);
    7. Единство требований, предъявляемых к государственной службе;
    8. Принцип гласности при осуществлении госслужбы;
    9. Принцип профессионализма государственных служащих;
    10. Принцип ответственности государственного служащего за принимаемые решения или неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей;
    11. Принцип внепартийности государственной службы;
    12. Религиозные объединения отделены от государства;
    13. Принцип социальной защищенности государственных служащих;
    14. Принцип стабильности кадров государственной службы.

 

Принцип профессионализма.

Рассмотрим такой важный принцип как принцип профессионализма государственного служащего. По мнению автора эссе, данный принцип имеет большое значение, поскольку государственный служащий занимается принятием значимых для общества решений, поэтому очень важна компетентность служащего в данной сфере.

Рассматриваемый принцип  подразумевает компетентность работников. То есть наличие надлежащего образования, стажа работы в этой сфере, наличие  определенных навыков. Разумеется, что  время от времени необходимо проходить  курсы повышения квалификации. Таким образом, помимо остальных обязанностей по роды деятельности, государственный служащий обязан поддерживать уровень своей квалификации.

Государственный служащий обязан регулярно выполнять свои функции, должен поддерживать стабильность служебных  отношений. Такое отношение к  работе позволит более глубоко понимать людей, их проблемы, определить подходящие методы руководства.

При этом, государственный служащий имеет право на получение заработной платы в размере не менее того, который был заранее оговорен.

Принцип профессионализма также  подразумевает политическую нейтральность. То есть не поддерживать партии и действовать  исключительно в соответствии с правовыми актами. Запрещается использование служебного положения в интересах политической партии. Кроме того, существует запрет на создание партийных организаций.

Государственный служащий обязан сохранять лояльность, обязан держаться  в рамках закона, служебного долга. Быть корректным и внимательным к людям.

Принцип подразумевает ответственность  служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, также он отвечает за качество принимаемых  решений. Ответственность может быть административной, дисциплинарной, уголовной или материальной. К политическим лидерам может применяться политическая ответственность, например, отставка.

К важнейшему средству обеспечения  профессионализма относится номенклатура, то есть отлаженная система подбора  кадров. Можно говорить, что номенклатура является необходимым элементом профессиональной службы, без которой невозможна демократия, как система власти.

 

Заключение

Как уже было замечено ранее, результат работы государственного служащего, то есть государственные  и общественные преобразования, во многом зависят от самого служащего, его профессионализма, следования основным принципам, перечисленным в данной работе.

Каждый из описанных выше принципов обязателен для исполнения любым из государственных служащих, только тогда может быть сформирован  эффективный государственный аппарат. А его деятельность будет приносить заметные результаты.

Нельзя сказать, что принцип  профессионализма важнее остальных  перечисленных. Но он был выбран для более полного рассмотрения, поскольку профессионализм в любой сфере деятельности считается важным критерием при принятии на работу и дальнейшей оценке деятельности. Таким образом, государственный служащий, напрямую влияя на благосостояние общества, воздействуя на все области жизнедеятельности человека, как никто другой должен быть профессионалом в своем деле.

Итак, цель эссе достигнута. Теперь мы можем сделать вывод о том, что государственный служащий в своей деятельности руководствуется множеством принципов, перечисленных в законе. И как бы ни было сложно соблюдать каждый из них, это обязанность государственного служащего, и только соблюдая их, работа служащего будет приносить максимальную эффективность.

 

Список литературы:

    1. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России/ Д.Н. Бахрах. - М.: Велби, 2007;
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть1-4;
    3. Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003г. №58 (с изменениями и дополнениями).

Информация о работе Принципы государственной службы в РФ