Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Объектом исследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройства и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Содержание

Введение
2
Глава 1. Теория занятости населения и безработицы
1.1. Понятия и формы занятости
4
1.2 Социально-экономические последствия безработицы
6
1.3 Государственное регулирование занятости
8
Глава 2. Анализ занятости и безработицы

2.1. Особенности безработицы в России
13
2.2. Особенности безработицы в Краснодарском крае
18
Заключение
24
Список использованных литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 191.20 Кб (Скачать)

Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы.

Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы. Создание специальных  государственных структур для этих целей, использование единых информационных технологий, охватывающих все регионы  и аккумулирующих данные о безработице  и об имеющихся вакансиях.

б) Субсидирование образования  путём проведения государственных  программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права  быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти  работу по причине отсутствия необходимой  квалификации.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для  фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных.

Информационная и организационная  помощь нацелена на уменьшение уровня фрикционной безработицы. Все остальные  названные выше меры – прежде всего  на борьбу со структурной безработицей [6.c.33]

Вместе с тем субсидии занятости и общественные работы могут использоваться и для сокращения циклической компоненты – в этом случае они используются не для узких  целевых групп населения, а для  всех, кто ищет работу.

Активные меры призваны помочь человеку вернуться или вновь  войти в состав рабочей силы. Найти  работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей  семье. Эти меры экономически эффективны - растёт заработная плата, ВНП, доходы госбюджета и благосостояние общества.

Кроме того, государство  всегда помогает безработным с помощью  пассивных мер. К ним относятся:

а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий  на содержание семьи. По закону о занятости в РФ, пособие безработным в течение первых трёх месяцев выплачивается в размере 75 % от его прежней заработной платы, следующие 3 месяца – 60 %, и ещё полгода – в размере 45%. Однако в любом случае пособие не может быть ниже минимальной заработной платы и выше средней заработной платы по региону. Если же человек не работал больше года или не работал вовсе, пособие назначается в размере минимальной заработной платы.

б) Досрочные пенсии, которые  позволяют сократить численность  экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.

в) Популярная в последние  годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

Это - меры социальной защиты.

Но с точки зрения чисто  экономической, они неэффективны. Они  не побуждают людей больше трудиться  – наоборот, часть из них выходят  из состава рабочей силы, становятся иждивенцами работающих членов общества.

Также методы обеспечения  полной занятости определяет концепция, которой руководствуется правительство  конкретной страны.

Ученые считают, что корень зла в высокой заработной плате, предлагали:

1.  содействовать снижению заработной платы;

2.  разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

3.  государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

Федеральная служба по труду  и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.[10.c 78]

Осуществляет правоприменительные  функции в сфере труда, занятости  и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору  за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 2. Анализ занятости и безработицы

 

 

2.1 Особенности безработицы  в России

 

 

Безработица занимает третье место в списке самых значимых угроз для россиян (50% респондентов).

Обострение проблемы безработицы  выражается в усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности  безработицы, расширении масштабов  скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной  помощи безработным.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы ). По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 375 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 781 тыс.человек, или на 12,7%.

 

Рисунок 3- Динамика численности экономически активного населения  млн. человек.

В настоящее время, по данным Росстата в 2011 году численность экономически активного населения составила 75,6 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны. Уровень занятости населения в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы - 7,6%.

Рисунок 4- Динамика численности  экономически активного населения (без корректировки сезонных колебаний), млн. человек.

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости увеличилась с 1,57 до 1,86 млн. человек. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия переходит в категорию стран с высокой безработицей.

 

Рисунок 5- Численность незанятых  граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы в государственные  учреждения службы занятости, тысяча человек

 

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением  числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились  региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране (8,5%), в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась  весьма значительной. Уже к концу 1998 г. самый высокий и самый  низкий региональные уровни безработицы  отличались более чем в 8 раз, за прошедший  период указанное различие возросло еще почти в 2 раза. В середине 2008 г. самый высокий уровень безработицы  был зарегистрирован в Ингушетии (23,2 %), а самый низкий в Москве (1,4%)

Аналогичная картина наблюдалась  и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность  в середине 2008 г. отмечалась в Ингушетии (335 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где  на двух безработных приходилось  три вакантных рабочих места.

Самый большой прирост  количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2011г. наблюдалось  также в Ингушетии - 2,5 раза. При  этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных  в России составляли женщины, лица с  высшим и средним специальным  образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи.

 

 
 


 
Рисунок 6 - Уровень безработицы  по полу и возрастным группам (октябрь 2010, %)

 

Таким образом, по составу  безработных можно судить о продвинутости  того или иного региона по остроте  безработицы. В тех регионах, где  преобладают ”высокообразованные  женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.

Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются  в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие –  на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

Согласно обследованиям  Госкомстата РФ, уровень безработицы  заметно различается в зависимости от образования. В большей степени страдают от безработицы лица, имеющие незаконченное высшее и среднее специальное образование. Также высок уровень безработицы среди лиц с высшим, неполным средним и общим образованием.

Рисунок 7- Уровень безработицы  в зависимости от образования

 

Важен также вопрос сельской безработицы в России. Современная  ситуация показывает, что начиная  с 1998 г. уровень безработицы среди  сельского населения превышает  аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность  на сельском рынке труда, т.к. свободных  рабочих мест здесь практически  нет. В основном сельская безработица  наблюдается в регионах с высоким  естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения.

За низким показателем  официально регистрируемой безработицы  не видна, например, скрытая безработица, что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.

За последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах, безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф