Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:10, контрольная работа
Всеобщее избирательное право на муниципальных выборах означает, что все жители, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в голосовании (активное избирательное право). Активным избирательным правом на муниципальных выборах могут обладать и иностранцы, если они постоянно проживают в данном муниципальном образовании и уплачивают налоги. Граждане, достигшие определенного возраста (в разных субъектах РФ — 18 лет — 21 год), обладают также пассивным избирательным правом: могут быть избраны депутатами (советниками) представительного органа муниципального образования, а также на должности, замещаемые путем выборов (главы муниципальных образований и т.д.). Не участвуют в выборах граждане, признанные решением суда умалишенными, а также находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Введение
На муниципальных выборах население (граждане) определяет путем голосования состав представительных органов и главу администрации муниципального образования на предстоящий период (обычно четыре года, но бывают и меньшие сроки, установленные законами субъектов Федерации или уставами муниципальных образований).
Основы муниципальных
выборов определяются федеральным
законодательством (федеральные законы
«Об общих принципах
Всеобщее избирательное право на муниципальных выборах означает, что все жители, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в голосовании (активное избирательное право). Активным избирательным правом на муниципальных выборах могут обладать и иностранцы, если они постоянно проживают в данном муниципальном образовании и уплачивают налоги. Граждане, достигшие определенного возраста (в разных субъектах РФ — 18 лет — 21 год), обладают также пассивным избирательным правом: могут быть избраны депутатами (советниками) представительного органа муниципального образования, а также на должности, замещаемые путем выборов (главы муниципальных образований и т.д.). Не участвуют в выборах граждане, признанные решением суда умалишенными, а также находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Равное избирательное право означает, что все граждане (и не граждане, входящие в муниципальный корпус избирателей) участвуют в голосовании на равных основаниях, имеют равное число голосов.
В России муниципальные выборы всегда прямые: граждане голосуют непосредственно за предложенные кандидатуры (в некоторых зарубежных странах (например, во Франции и др.) мэр нередко избирается не гражданами непосредственно, а представительным органом (советом). Тайное голосование означает, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц и никто не вправе контролировать, за кого он голосовал.
Обязательность и периодичность проведения выборов — это запрет заменять выборные органы назначаемыми или делегированными, а также избирать бессрочно. Лишь в малых поселениях выборный представительный орган может быть заменен сходом жителей, который, в частности, избирает старосту.
Свобода выборов и добровольность участия — это право и возможность каждого участвовать или не участвовать в выборах, запрет какого-либо принуждения (в форме шантажа, угроз, насилия и др.) голосовать определенным образом или не голосовать.
Альтернативность выборов означает выдвижение нескольких кандидатов на одно место и их состязательность в ходе выборов. В России выборы альтернативные (в некоторых демократических странах, например, в Великобритании, могут быть не альтернативными).
1. Понятие муниципальных (местных) выборов
В Конституции
РФ выборы характеризуются как
высшее непосредственное
Выделим ряд характерных черт выборов.
1. Выборы - один
из основных институтов прямой
демократии, непосредственного
2. Выборы выступают
не только в качестве формы
прямого волеизъявления
3. Выборы, с учетом изложенного выше, есть сфера соединения институтов прямой и представительной демократии. Однако их основу все-таки составляют институты прямой демократии и главный из них - непосредственное коллективное голосование избирателей. Применительно к тем же непрямым выборам органов местного самоуправления следует обратить внимание на то, что органы местного самоуправления, становящиеся субъектами выборов, сами избираются непосредственно гражданами. Это заставляет рассматривать непрямые выборы, осуществляемые органами местного самоуправления, как продолжение прямых выборов, в ходе которых формируются последние.
4. Выборы позволяют жителям
непосредственно включаться в
управление делами своих
5. Выборы обеспечивают "вторжение"
общественного мнения в
6. По своим масштабам,
широте участия разных слоев
местного населения выборы
7. Наконец, выборы
помогают укреплять
В узком смысле
выборы есть совокупность организационно-правовых
мероприятий по избранию депутатского
состава местных
2. Виды выборов
Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
2.1. Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.
2.2. Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Дополнительные выборы не проводятся тогда, когда до истечения срока полномочий представительного органа работающего созыва осталось менее одного года. Цель дополнительных выборов - обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.
2.3. Досрочными называют выборы, проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления в целом, главы муниципального образования. Здесь применительно к представительному органу местного самоуправления речь идет не о заполнении отдельных депутатских вакансий, а о необходимости новых общих выборов. От очередных выборов эти общие выборы отличает их чрезвычайный характер, необходимость в кратчайшие сроки восстановить муниципальную власть.
2.4. Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными, или кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в их итоге депутаты не могут быть избраны на срок более одного года. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования. При последнем новая избирательная кампания не начинается. Заново проводится только акт голосования по двум кандидатам, набравшим на первичных выборах (очередных, досрочных, дополнительных) наибольшее число голосов. Повторное голосование - это так называемый второй тур.
Очередные, досрочные, повторные выборы представительных органов власти в целом именуют еще общими выборами.
3. Муниципальное (местное) избирательное право
С понятием выборов
тесно связано понятие
В процессе подготовки и проведения выборов возникают многочисленные публичные отношения: между жителями, общественно-политическими, иными негосударственными объединениями, государственными, муниципальными органами, другими субъектами, в значительной своей части подверженные правовому регулированию. Государство, местные органы с помощью права устанавливают определенный порядок выборов, принципы их проведения. Так сложилась целая под отрасль муниципального права - муниципальное избирательное право, предметом регулирования которого и выступают муниципальные выборы. Муниципальное избирательное право следует рассматривать также в качестве составной части российского избирательного права в целом.
Муниципальное избирательное право - система конституционных и обычных норм, исходящих от федеральных органов, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения местных выборов. Муниципальное избирательное право составляет основу выборного процесса, однако наряду с ним ход выборов определяют и иные социальные регуляторы: нормы морали, деловые обыкновения, соображения целесообразности и т.п.
4. Избирательный институт
Выделим две группы избирательных институтов.
Поскольку выборы
- это совокупность как бы нанизанных
на одну нитку последовательных организационно-правовых
действий, этапов, то этапные институты
выстраиваются в
а) назначения выборов;
б) образования
избирательно-территориальных
в) выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты или на выборные должности;
г) основ ведения и форм выборной борьбы;
д) порядка голосования и подведения итогов голосования и выборов;
е) порядка проведения повторных, дополнительных выборов.
Отдельные этапные институты, не выстраиваясь в общую череду сменяющих друг друга этапов, существуют параллельно с рядом из них. Таковы институты составления и уточнения списков избирателей, обжалования действий избирательных комиссий.
Этапные институты включают процессуальные нормы, а совокупность этапных институтов составляет процессуальное избирательное право.
Статусные институты имеют сквозной характер, поскольку объединяют правовые нормы, фиксирующие правовое положение участников выборного процесса на разных его этапах. К статусным относятся институты:
а) статуса избирателей;
б) статуса избирательных объединений и их блоков;
в) статуса кандидатов в депутаты и на выборные должности;
г) статуса доверенных лиц кандидатов, групп поддержки кандидатов;
д) статуса наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений и блоков, иных субъектов;