Понятие и система местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие и система местного самоуправления. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 
 
 
 
 
 

Адылин  Михаил Владимирович

группа  № 16 
 

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
 

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 

Проверил(а)_____________________

_______________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

20010 год

 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Становление гражданского общества в России непосредственно  связано с развитием одного из значимых социальных институтов – системы местного самоуправления (СМУ). Основное его назначение  – приближение власти к населению, привлечение его к решению жизненно важных для территориального развития вопросов, улучшение качества социальных услуг. Роль местного самоуправления весьма важна в жизни современного общества и представляет как научный, так и практический интерес для ученых, государственных деятелей, представителей местных сообществ.

     Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

     Вместе  с тем, развитие СМУ сопровождается серьезными проблемами, обусловленными факторами различного уровня. В числе основных: слабость институциональной основы, нечеткость властных полномочий, зависимость действенности муниципального управления от реального состояния конкретных регионов, которые значимо отличаются друг от друга по целому комплексу показателей и прежде всего экономических и социальных.

 

  1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    В РОССИИ 

     Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

     Приведенные выше формулировки позволяют сделать  вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

     Институт  местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

     Следует отметить, что современная организация  местного самоуправления создается в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

     Существенный  вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Указанный закон определил, прежде всего, СМУ в России. Такая система включает в себя законодательную регламентацию и практическое осуществление: территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей; механизма местного самоуправления; основных принципов местного самоуправления; полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий осуществления местного самоуправления.

     Принципиальным  положением Федерального закона «Об  общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть: городские и сельские поселения; части указанных поселений (районы городов, микрорайоны, кварталы, улицы и т. п.); совокупности поселений, объединяемых общей территорией (районы, уезды, сельские округа — волости, сельсоветы и т. д.).

 

  1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК  СОЦИАЛЬНЫЙ

    ИНСТИТУТ 

     Конституция Российской Федерации (ст.7) характеризует  Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие всех граждан. Реализация этих конституционных положений требует разработки и проведения в жизнь сильной социальной политики, максимально учитывающей особенности социально-экономического развития страны. Одним из ярких примеров в данном случае являются инициативы Президента РФ В.В.Путина (сентябрь 2005 г.) по реализации национальных проектов в социальной сфере. В плане реализации социальной политики особую роль призваны сыграть органы местного самоуправления. На местах легче всего выявляются конкретные социальные проблемы, и определяется круг лиц, нуждающихся в социальной защите. Сложность и новизна современной ситуации состоит в том, что в настоящее время происходит коренная перестройка законодательных основ местного самоуправления: принят новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон №131-Ф3), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения и дополнения более чем в 150 федеральных правовых актов, касающихся социальных функций местного самоуправления. Однако в числе публикаций по тем или иным разделам муниципального права недостает работ, прямо посвященных исследованию правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере. Недостаточно разработаны не только, например, вопросы разграничения полномочий государственных и местных органов в социальной сфере, но даже сам понятийный аппарат правового регулирования данной области. Практика настойчиво ставит новые вопросы, например, проблему использования социальных стандартов в управлении социальной сферой, что требует развивать исследования в данном направлении.

     Местное самоуправление представляет собой  социальный институт, наиболее приспособленный  для решения конкретных социальных проблем населения. В силу этого  реализация социальной политики страны в значительной мере осуществляется через мероприятия местной социальной политики, предмет которой составляют относящиеся к социальной сфере и законодательно закрепленные вопросы местного значения, а также вопросы, переданные органами государственной власти на местный уровень в установленном законом порядке.

     Для анализа правовых основ местной  социальной политики предлагается специальная методика: в совокупности норм муниципального права сначала выделяется обособленная их группа (например, регулирование мероприятий в области охраны здоровья граждан, ЖКХ, образовании и т.п.), затем в ее рамках отдельно анализируются собственные (предписанные законом №131-Ф3) и делегированные полномочия местного самоуправления. В законодательном обеспечении социальных функций местного самоуправления имеется ряд важных пробелов; в частности, не представлены, например, вопросы занятости, демографической политики, муниципальных наград, содержания домашних животных, и т.п., хотя в стране наработана соответствующая практика.

     Одной из первых попыток «расшифровать» содержание понятия «социальная политика» на внутригосударственном уровне в России следует считать Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации". В Указе (п.4.1) констатировалось, что большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов МСУ. В указе говорится, что в решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе:

  • в противодействии тенденции ухудшения демографической ситуации;
  • предотвращении обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы;
  • регулировании размещения беженцев и вынужденных переселенцев;
  • содействии развитию и совершенствованию системы образования;
  • оказании помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, катастроф, военных действий и т.п.

 

  1. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 

     Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.

     Перечень  полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции.

Информация о работе Понятие и система местного самоуправления