Перспективы развития и особенности государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГМУ111.docx

— 39.45 Кб (Скачать)

Федерацию образовали административно-территориальные и  национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, которые стали субъектами Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свое законодательство и свой устав.

В Конституции  Российской Федерации, Федеративном договоре зафиксировано разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Коренным образом  изменилась в современной России система местного самоуправления. Органы местного самоуправления выведены из системы государственной власти и рассматриваются как важный элемент гражданского общества. Создана  правовая база местного самоуправления, действует совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Теперь уже из Москвы не указывают, что надо делать в городе или селе.

Изменение структуры  органов государственного управления обусловило необходимость изменения  его содержания. Государственное  управление заключается прежде всего в разработке и реализации государственной политики. Если в СССР ее определяли Политбюро и ЦК КПСС, то сегодня круг ее субъектов расширился; Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство, а на региональном уровне — администрации и представительные органы.

Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. В нем формулируются  основные политические цели и задачи государства на очередной год.  

Правительство Российской Федерации ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и  социальной политики. Правительство  Российской Федерации и Центральный  банк Российской Федерации выступают  с согласованными принципами денежно-кредитной  политики.

Основу государственной  политики России составляет социально-экономическая  политика, которая включает в себя: 1) реформирование экономики; 2) финансовую и денежную политику;3) аграрную политику; 4) структурную политику; 5) социальную политику; 6) региональную политику.

Разработанная государственная политика, получившая выражение в правовых актах и  других официальных документах, становится основой государственного управления.

Важнейшей функцией государственного управления является регулирование экономики. Переход  России к рынку не означает введение абсолютно независимого от государства  рынка. Экономика нуждается в  эффективном государственном управлении, в поддержке государством производителя. Не руководство экономикой, как это  было в СССР, а регулирование экономики  происходит в следующих направлениях: обеспечение экономической безопасности страны, проведение единой государственной  социально-экономической политики, бюджетное регулирование, регистрация  предприятий, государственный заказ, лицензирование видов деятельности, стандартизация, сертификация продукции  и услуг, экологический контроль, выбор макроэкономических показателей и др.

Государственное управление связано с регулированием развития материального производства, поддержкой предпринимательства, проведением  антимонопольной политики, регулированием естественных монополий, рынка труда, фондового рынка, денежного обращения  и др.

Наряду с государственным  регулированием экономики система  государственного управления включает управление топливно-энергетическим, агропромышленным и др. народно-хозяйственными комплексами.

Важнейшим направлением государственного управления является регулирование социальной сферы. Главное  в этом направлении — социальная защита населения, развитие системы здравоохранения, образования.

Кризисное состояние  российского общества обусловило сокращение финансирования из бюджета его социальной сферы. Размеры пенсий не обеспечивают прожиточного минимума. В тяжелом  положении оказались многодетные  семьи, так как даже небольшие  пособия на детей не выплачиваются  месяцами, а кое-где и больше года. Урезано до минимума финансирование учреждений образования и здравоохранения, закрываются учреждения культуры. Реформирование жилищно-коммунальной сферы еще  больше ухудшает материальное положение  неработающей части населения. В  этих условиях социальная сфера должна стать приоритетным направлением государственной политики.

Особенность современной  России проявляется в росте социальной напряженности, которая выражается в многочисленных забастовках, голодовках, межнациональных конфликтах и т.д. Управление конфликтами становится неотъемлемой частью государственного управления.  
 

Спад производства, сокращение технического перевооружения предприятий привели к устарению оборудования, машин и, как следствие, к росту катастроф, чрезвычайных ситуаций, угрозе экологической, ядерной безопасности в стране. В этих условиях возрастает значение государственного управления в чрезвычайных ситуациях. 
 
 

  1. Каковы  особенности функционирования государственной  власти в современной  России
 

Государственная власть — это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.  

С момента разрушения жесткой вертикали государственной  власти начался процесс функционального  “беспредела”, суть которого состоит  в том, что, во-первых, четко не определены полномочия государственной власти любого уровня, во-вторых, региональная и иная суверенизация, основанная на “своих” законах, порой противоречащих Конституции 1993 г., другим нормативно-правовым актам, привела к асимметричности  субъектов государственной и  иной политической власти в России, что неизбежно повлекло за собой  утрату единства государственности, ее кризис. Кризис государственной власти стал перманентным, затяжным. В функциональном плане он выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы государственной власти вмешиваются в сферу компетенции нижестоящих органов власти субъектов Федерации, а с другой — региональные исполнительные власти вмешиваются в деятельность территориальных органов федеральной власти, в дела местного самоуправления. Механизм единогосударственного властвования тем самым разрывается, а точнее, он отсутствует. При отсутствии единой вертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются не стратегическими функциями властвования, а тушением “пожаров”, “латанием дыр”. Утеря единого государственного интереса, отсутствие государственно-властной иерархии, слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию, неуправляемости процессов общественной жизни. Ее усиливают авторитаризм, криминализм и популистские настроения. Власть становится смешанной, гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежит ведущее место.  

Важнейшими факторами  функционирования власти и политики в целом стали конфликт и борьба. С одной стороны, это вполне естественное явление политической жизни, которое  развертывается на открытом пространстве, что позволяет властям контролировать ход конфликтности, а населению  обозревать этот процесс и делать соответствующие выводы. Но, с другой стороны, конфликтность препятствует принятию позитивных общегосударственных, обще коллективных решений. Противоречивость государственной власти — одна из особенностей современной России. При этом осознанно, а порой стихийно, функциональность отвергает на практике главное — интересы народа, не является механизмом вовлечения граждан в общие дела, способом организации общества, регуляции общественных отношений.  

При становлении  некоторых элементов демократии — свободы мысли, выборности институтов власти, свободы прессы и других- очевидно, что демократические принципы в России насаждаются “сверху”. В результате этого они приобретают характер фрагментарности и формальности, ибо активность “низов” не учитывается, наблюдается их отчуждение от власти. Тем самым основное условие функциональности государственной власти — активность становящегося гражданского общества — игнорируется.  

Государственная власть становится неэффективной. Причины  неэффективности в том, что власть не имеет: I) безопасного для самой  системы механизма реставрации, особенно в экстремальных случаях; 2) социальных амортизаторов общественного  недовольства; 3) удовлетворяющих ведущие  элиты форм их участия во власти.

Для эффективного функционирования государственной  власти можно предложить множество  способов, механизмов. Например, последовательное осуществление аксиом государственной власти: она не может принадлежать никому помимо правового полномочия; в пределах каждого политического союза она должна быть едина; власть должна осуществляться лучшими людьми; политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес и только осуществимые меры или реформы; государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, она имеет право и обязанность отступать от нее только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа. 
 
 
 
 
 

  1. Чем отличается государственное  управление в России от государственного управления в других странах
 

В целом независимо от форм государственного устройства и давления функции управления в  разных государствах схожи, однако их содержание, средства и методы реализации весьма различны.  

Современная система  государственного управления в современной  России складывалась в результате изучения и заимствования опыта других стран и, прежде всего Франции. Россия, как и Франция — президентские республики. Но в России сформировалась “чисто” президентская республика, в то время как во Франции полупрезидентская, или “смешанная”, республика характерной чертой которой является двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В России же правительство ответственно только перед Президентом, а выражение парламентом вотума недоверия правительству содержит угрозу роспуска парламента Президентом. Во Франции стройная иерархическая вертикаль государственного управления, насчитывающая пять ступеней, включает и систему местного самоуправления. В России же в систему органов государственной власти местные органы самоуправления не входят.

Система местного самоуправления во Франции трех уровней: коммуны (их 36 700), департаменты и регионы. Характерно, что избранный в коммуне  мэр выполняет обязанности главы  местного коллектива и в то же время  является представителем государства.

В отличие от России во Франции в связи с  большой долей госу- дарственного сектора в экономике применяется активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, а также осуществляется контроль за СМИ, рекламой и др.

Система управления в России такая же, как в Германии-трехступенчатая: федерация — земли (16) — общины или союзы общин (в Германии); федерация — регионы — местное самоуправление (в России). Однако в Германии все три уровня административно-управленческой системы функционируют во многом независимо друг от друга. Каждому из них отведена собственная автономная сфера компетенции предметов ведения и полномочии. В России же пока такой независимости и самостоятельности субъектов управления нет. Это обусловлено отсутствием достаточной законодательной базы, продолжающимся экономическим кризисом и скудостью бюджета.

Получив большую  самостоятельность, регионы не склонны  давать полную самостоятельность (в  пределах компетенции) органам местного самоуправления и пытаются занять по отношению к ним место центра. До сих пор нет четкого разделения собственности и ответственности  между ними.

Федеральный центр  в России, не выработав обоснованную государственную политику, стремится  переложить всю тяжесть управления на регионы, не финансирует вовремя  и в полном объеме бюджетную сферу.

В отличие от России в Германии четко определены сферы общности федерации с землями: 1) расширение и строительство новых  высших учебных заведений, включая  клиники при них;2) улучшение региональной аграрной структуры и защита прибрежных зон. При этом федерация берет  на себя половину расходов в каждой из земель. Таким образом, федерация  финансирует те сферы деятельности, которые относятся к компетенции  земель. Но зато она получает право  на участие в планировании и надзоре  при реализации, например строительства  вузовских комплексов, или активно  содействует развитию федеральной  экономики с учетом региональных интересов.

В Конституции  ФРГ предусмотрено также, что  федерации и земли могут действовать  сообща путем заключения конвенций  в области культуры, помощи научным  учреждениям и реализации проектов научных исследований, осуществление  которых выходит за региональные рамки. В таких случаях распределение  расходов регулируется конвенцией. Что  касается прав органов местного самоуправления в Германии, то ее Конституция предоставляет  общинам право самостоятельно решать местные вопросы под собственную  ответственность. В таком случае за действиями общины осуществляется только правовой надзор.

Информация о работе Перспективы развития и особенности государственного управления в РФ