Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:46, реферат
Государственное управление — это деятельность государства, направленная на организацию общественных отношений с целью обеспечения государственных интересов и проводимой государством политики.
Федерацию образовали
административно-
В Конституции
Российской Федерации, Федеративном договоре
зафиксировано разграничение
Коренным образом изменилась в современной России система местного самоуправления. Органы местного самоуправления выведены из системы государственной власти и рассматриваются как важный элемент гражданского общества. Создана правовая база местного самоуправления, действует совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Теперь уже из Москвы не указывают, что надо делать в городе или селе.
Изменение структуры органов государственного управления обусловило необходимость изменения его содержания. Государственное управление заключается прежде всего в разработке и реализации государственной политики. Если в СССР ее определяли Политбюро и ЦК КПСС, то сегодня круг ее субъектов расширился; Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство, а на региональном уровне — администрации и представительные органы.
Президент Российской
Федерации обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о
положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней
политики государства. В нем формулируются
основные политические цели и задачи
государства на очередной год.
Правительство Российской Федерации ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации выступают с согласованными принципами денежно-кредитной политики.
Основу государственной политики России составляет социально-экономическая политика, которая включает в себя: 1) реформирование экономики; 2) финансовую и денежную политику;3) аграрную политику; 4) структурную политику; 5) социальную политику; 6) региональную политику.
Разработанная государственная политика, получившая выражение в правовых актах и других официальных документах, становится основой государственного управления.
Важнейшей функцией
государственного управления является
регулирование экономики. Переход
России к рынку не означает введение
абсолютно независимого от государства
рынка. Экономика нуждается в
эффективном государственном
Государственное управление связано с регулированием развития материального производства, поддержкой предпринимательства, проведением антимонопольной политики, регулированием естественных монополий, рынка труда, фондового рынка, денежного обращения и др.
Наряду с государственным регулированием экономики система государственного управления включает управление топливно-энергетическим, агропромышленным и др. народно-хозяйственными комплексами.
Важнейшим направлением государственного управления является регулирование социальной сферы. Главное в этом направлении — социальная защита населения, развитие системы здравоохранения, образования.
Кризисное состояние
российского общества обусловило сокращение
финансирования из бюджета его социальной
сферы. Размеры пенсий не обеспечивают
прожиточного минимума. В тяжелом
положении оказались
Особенность современной
России проявляется в росте социальной
напряженности, которая выражается
в многочисленных забастовках, голодовках,
межнациональных конфликтах и т.д.
Управление конфликтами становится
неотъемлемой частью государственного
управления.
Спад производства,
сокращение технического перевооружения
предприятий привели к
Государственная
власть — это возможность и способность
специализированных органов государства
осуществлять руководство, управление
жизнедеятельностью общества, быть арбитром
в нем, обладать верховенством, суверенитетом
и от имени общества применять принуждение.
Она носит институционализированный характер,
и ее функционирование определяется противоречивым
единством деятельности институтов федерального
центра, органов государственной власти
субъектов Федерации и негосударственной
власти местного самоуправления.
С момента разрушения
жесткой вертикали
Важнейшими факторами
функционирования власти и политики
в целом стали конфликт и борьба.
С одной стороны, это вполне естественное
явление политической жизни, которое
развертывается на открытом пространстве,
что позволяет властям
При становлении
некоторых элементов демократии
— свободы мысли, выборности институтов
власти, свободы прессы и других-
очевидно, что демократические принципы
в России насаждаются “сверху”. В результате
этого они приобретают характер фрагментарности
и формальности, ибо активность “низов”
не учитывается, наблюдается их отчуждение
от власти. Тем самым основное условие
функциональности государственной власти
— активность становящегося гражданского
общества — игнорируется.
Государственная власть становится неэффективной. Причины неэффективности в том, что власть не имеет: I) безопасного для самой системы механизма реставрации, особенно в экстремальных случаях; 2) социальных амортизаторов общественного недовольства; 3) удовлетворяющих ведущие элиты форм их участия во власти.
Для эффективного
функционирования государственной
власти можно предложить множество
способов, механизмов. Например, последовательное
осуществление аксиом государственной
власти: она не может принадлежать никому
помимо правового полномочия; в пределах
каждого политического союза она должна
быть едина; власть должна осуществляться
лучшими людьми; политическая программа
может включать в себя только такие меры,
которые преследуют общий интерес и только
осуществимые меры или реформы; государственная
власть принципиально связана распределяющей
справедливостью, она имеет право и обязанность
отступать от нее только тогда, когда этого
требует поддержание национально-духовного
и государственного бытия народа.
В целом независимо
от форм государственного устройства
и давления функции управления в
разных государствах схожи, однако их
содержание, средства и методы реализации
весьма различны.
Современная система государственного управления в современной России складывалась в результате изучения и заимствования опыта других стран и, прежде всего Франции. Россия, как и Франция — президентские республики. Но в России сформировалась “чисто” президентская республика, в то время как во Франции полупрезидентская, или “смешанная”, республика характерной чертой которой является двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В России же правительство ответственно только перед Президентом, а выражение парламентом вотума недоверия правительству содержит угрозу роспуска парламента Президентом. Во Франции стройная иерархическая вертикаль государственного управления, насчитывающая пять ступеней, включает и систему местного самоуправления. В России же в систему органов государственной власти местные органы самоуправления не входят.
Система местного
самоуправления во Франции трех уровней:
коммуны (их 36 700), департаменты и регионы.
Характерно, что избранный в коммуне
мэр выполняет обязанности
В отличие от России во Франции в связи с большой долей госу- дарственного сектора в экономике применяется активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, а также осуществляется контроль за СМИ, рекламой и др.
Система управления
в России такая же, как в Германии-
Получив большую
самостоятельность, регионы не склонны
давать полную самостоятельность (в
пределах компетенции) органам местного
самоуправления и пытаются занять по
отношению к ним место центра.
До сих пор нет четкого разделения
собственности и
Федеральный центр в России, не выработав обоснованную государственную политику, стремится переложить всю тяжесть управления на регионы, не финансирует вовремя и в полном объеме бюджетную сферу.
В отличие от
России в Германии четко определены
сферы общности федерации с землями:
1) расширение и строительство новых
высших учебных заведений, включая
клиники при них;2) улучшение региональной
аграрной структуры и защита прибрежных
зон. При этом федерация берет
на себя половину расходов в каждой
из земель. Таким образом, федерация
финансирует те сферы деятельности,
которые относятся к
В Конституции
ФРГ предусмотрено также, что
федерации и земли могут
Информация о работе Перспективы развития и особенности государственного управления в РФ