Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа
Достаточно сложная система органов исполнительной власти в Российской Федерации создает немало проблем в процессе деятельности органов всех уровней. К сожалению, законодательство Российской Федерации не всегда четко регулирует вопрос взаимодействия территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" даны лишь "рамки" или, точнее сказать, "контуры" взаимоотношений, что, видимо, должно было бы создать действенную систему местного территориального управления.
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Нормативность регулирования деятельности местного самоуправления.
1.1.Толкование понятия "местное самоуправление" …………………..….5
1.2.Управленческие отношения, возникающие в системе местного самоуправления…………………………………………………………….….….8
1.3.Структура органов местного самоуправления…………………..……11
Глава 2 Особенности правового регулирования разграничения регионального законодательства в регламентации местного самоуправления…………………………………………………………..….…21
Заключение…………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы………………………………………..30
Вторая группа норм должна обеспечить осуществление ряда положений Конституции, составляющих основы конституционного строя и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч. 2 ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст.32).
Вместе
с тем устанавливаемые
Различные
подходы прочтения
1)
в совместном ведении
2)
в совместном ведении
3)
в совместном ведении
Резюмируя вышеприведенную интерпретацию пункта "н" части 1 статьи 72, обратим внимание на то, что "эта неоднозначность прочтения субъектами Российской Федерации конституционной нормы привела, в частности, к невозможности в ряде регионов реализовать местное самоуправление в полном объеме" . Федеральный же законодатель, приняв Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дал свою точку зрения, которую изложил в названии закона, а именно: Российская Федерация должна устанавливать общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Изменяющиеся
условия развития общества вызывают
необходимость
Юристы и специалисты в области местного самоуправления неоднократно обсуждали вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о местном самоуправлении, внесения изменений и дополнений в действующие отраслевые законы 17. В частности, отмечалось, что в процессе становления местного самоуправления в Российской Федерации выявился ряд общих проблем, среди которых необходимо выделить следующие:
1)
расхождение между правовым
2)
несогласованность и
3)
неполное и непоследовательное
законодательное регулирование
вопросов организации и
4) несоблюдение законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, в том числе:
-
принятие законодательных
-
принятие нормативных правовых
актов органов местного
-
невыполнение норм
5) бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отсутствие нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления;
6) отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;
7) недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
8) несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права;
9)
нехватка квалифицированных
10) отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством судопроизводства конституционного;
11)
доминирование в местном
12)
необеспеченность полной и
Эти и ряд других
Нормы новой редакции Федерального закона весьма подробно регламентируют организацию системы местного самоуправления, и может показаться, что субъектам РФ не остается поля для правового регулирования в этой области правоотношений. В частности, В.И. Васильев отмечал по данному факту, что "существенная характерная черта нового правового документа состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень".
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относилось принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации муниципальных образований; определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и другие.
Новая же редакция Федерального закона существенно изменяет место и роль органов государственной власти субъектов РФ в процессе праворегулирования вопросов организации местного самоуправления. В частности, осуществление контрольных полномочий органами государственной власти субъекта РФ допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 6), а в части регулирования вопросов организации местного самоуправления прямо устанавливается только "в случаях и порядке, установленных Федеральным законом" (п. 1 ст. 6), без каких-либо оговорок на обстоятельства, которые могут возникнуть, например, в части пробельности урегулирования общественных отношений по вопросу регулирования правовой сферы местного самоуправления, относящегося как к предмету ведения субъекта РФ, так и предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.
Такой подход, как нам, кажется, не совсем отвечает принципу федерализма, выраженному в правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Постановлении от 3 ноября 1997 г.21 по вопросу регулирования правовой сферы местного самоуправления органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: "Вопросы местного самоуправления, согласно статье 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, относятся именно к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому их решение не может находиться ни в исключительной компетенции Российской Федерации (осуществляемой на основании статей 71 и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации), ни в исключительной компетенции ее субъектов (реализуемой в соответствии со статьями 73 и 76 (часть 4 и 6) Конституции Российской Федерации). В данном случае совместное ведение, которое предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в порядке статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означает, что при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос".
В указанном случае усматривается присвоение органами федеральной власти "исключительной компетенции Российской Федерации" в распределении компетенции по предметам совместного ведения. Как было указано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится "правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом". Как видно из контекста Закона, собственное праворегулирование по вопросам организации местного самоуправления субъект РФ может осуществлять только при наличии специального указания на это действие от федерального законодателя, и никак иначе. Тем самым нарушается принцип опережающего праворегулирования, допускаемого практикой конституционного судопроизводства, и смысл единообразного применения конституционных норм, вырабатываемых высшей судебной властью, и которые становятся обязательными, в том числе и для федерального законодателя. Именно так указывалось на применение статей Конституции РФ, устанавливающих общие положения в праворегулировании по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П а именно: "По смыслу статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует областной Думе принять собственный нормативный акт, что вытекает из природы совместной компетенции".