Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:10, реферат
Основоположниками теории свободной общины были Гербер , Аренс , Э. Мейер , О. Лабанд , О. Ресслер . Суть теории заключается в том, что право населения (общины ) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым, присущим ей изначально и независимым от воли государственной власти. Отсюда в понятие самоуправления включали следующие элементы: управление собственными делами общины; признание общин как субъектов принадлежащих им прав, а должностных лиц общинного управления, по сути, органами не государства, а общины.
1. Теория свободной общины
2. Общественная теория
3. Государственная теория
4. Юридическая и политическая теории
В Великобритании
местные органы также имеют лишь
те полномочия, которые непосредственно
представляются им парламентскими статутами.
Если у местных органов возникает
необходимость в получении
В странах с
континентальной муниципальной
системой (Франция, Италия, Испания, Бельгия,
страны Латинской Америки) параллельно
действуют два вида органов власти на
местах: назначенный представитель государственной
власти и избранный населением административно-
В нижестоящей
по отношению к региону
В округе (следующая
после департамента административно-
В самой низовой
административно-
Смешанная модель (Германия, Австрия, Япония) имеет сходства как с европейской (континентальной), так и с англосаксонской, обладая при этом своими собственными специфическими чертами. Так, например, в Германии бургомистры и ландраты имеют двойной статус — органа местного самоуправления и низового звена исполнительной государственной власти.
Губернатор японской
префектуры, избираемый местным населением
и считающийся главой местной
власти, выполняет целый ряд
Следует иметь
ввиду, что в современных
Таким образом, можно говорить о превалировании именно смешанной модели местного самоуправления.
Существует несколько теорий местного самоуправления: общественная , государственная и дуалистическая . Определенное распространение получила также юридическая и политическая теории местного самоуправления.
В современном мире сложились три модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная и смешенная.
Англосаксонская модель характеризуется следующими чертами:
самостоятельностью и независимостью местных органов власти от государства при решении собственных проблем;
отсутствием при муниципальных органах власти полномочных представителей государства;
осуществлением муниципальными органами власти задач, входящих в компетенцию государства;
регулированием
взаимоотношений местных
наличием четкого перечня функций и полномочий местных органов власти;
жестким контролем со стороны правительства финансовой сферы.
Континентальная (французская) модель характеризуется следующими чертами:
контролем центральной власти над местным самоуправлением;
соблюдением субординации между муниципалитетами и органами государственной власти;
весомой ролью на местах представителей центральной власти;
функционированием прямого государственного управления на региональном уровне.
Смешанная модель построена на следующих принципах:
демократия должна строиться снизу вверх, если государство хочет иметь поддержку народа;
общины являются основой государства;
все действия государственного управления базируются на действиях общин;
общины интегрированы
в общую систему
Следует иметь
в виду, что в современных
***
Вопросы для самопроверки
Проведите сравнительный анализ между государственной, общественной и дуалистической теориями местного самоуправления.
Найдите в современном муниципальном законодательстве Российской Федерации признаки государственной, общественной и дуалистической теории местного самоуправления.
Укажите отличительные признаки англосаксонской системы местного самоуправления.
Какой системе
местного самоуправления присущ принцип
правового регулирования
Какие виды государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления используются при континентальной системе местного самоуправления?
Охарактеризуйте
разницу между местным
Можно ли говорить о существовании в современном мире только одной модели местного самоуправления — смешанной?
Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление / В кн.: Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. — СПб., 1882.
Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. В 3 т. — СПб., 1869—1871.
Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовой аспект. — М.: Спарк, 2001.
Ежевский Д.О. Местное самоуправление в Соединенном Королевстве Великобритания и Северной Ирландии: Дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
Коркунов Н.М. Русское государственное право. — СПб., 1903. Т. 2.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юрист, 2004.
Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. Ч. 1. —СПб., 1910.
Лазаревский Н.М. Самоуправление // Мелкая земская единица: Сб. статей. —СПб, 1902. Вып. 1.
Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект. 2006.
Овчинников И.И., Писарев А.Н. Муниципальное право России: Учебник. —М.: Эксмо, 2007.
Свешников М.И. Основы
и пределы самоуправления. Очерк
критического разбора основных вопросов
местного самоуправления в законодательстве
важнейших европейских
Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. — М.: Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.
Чихладзе Л.Т. Местное самоуправление и местное управление зарубежных стран и государств — участников СНГ. Сравнительно-правовой анализ. — М.: Нота-бене, 2005.
Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательства Франции, Англии и Германии. — СПб, 1874.