Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат

Описание работы

Конституции РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В настоящее время имеется законодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем.

Работа содержит 1 файл

Реферат Муниципальное право.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     Частью 10 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органам  местного самоуправления запрещено  устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.

     Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

     Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления ТОС считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференция граждан – считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

     1) установление структуры органов  территориального общественного  самоуправления;

     2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

     3) избрание органов территориального  общественного самоуправления;

     4) определение основных направлений  деятельности территориального  общественного самоуправления;

     5) утверждение сметы доходов и  расходов территориального общественного  самоуправления и отчета о  ее исполнении;

     6) рассмотрение и утверждение отчетов  о деятельности органов территориального  общественного самоуправления.

     На  договорной основе органам ТОС может передаваться осуществление тех полномочий, в реализации которых наиболее заинтересовано население данной территории (ремонтные работы, строительство детских и спортивных площадок, уборка территории, ее озеленение, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и проведении публичных слушаний и др.). В этом случае достигается не только заинтересованное участие населения в решении части вопросов местного значения, но и более высокий уровень общественного контроля за качеством осуществляемых работ и предоставляемых услуг. Это позволяет добиваться большей эффективности местного бюджета и в целом повышает результативность деятельности органов местного самоуправления.

     Кроме того, органы ТОС могут добиваться софинансирования расходов, привлекая с этой целью физических и юридических лиц. Это могут быть коммерческие и некоммерческие (общественные, благотворительные, религиозные и др.) организации, которые заинтересованы в экономическом и социокультурном развитии данной территории для расширения своей деятельности.

     Важной  частью работы по развитию ТОС является осуществление постоянного мониторинга  реализуемых проектов, обобщение  практического опыта и его  распространение на других территориях  поселения.

     Публичные слушания

     Публичные слушания – это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, за исключением случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законодательством;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования.

     Особенно  большое значение имеет привлечение населения к публичным слушаниям по бюджетным вопросам. Это повышает эффективность управления муниципальными финансами за счет большей открытости и подконтрольности действий органов местного самоуправления. Тем более, что в настоящее время деятельность органов местного самоуправления характеризуется недостаточной открытостью мероприятий по реализации бюджетного процесса. Населению бывает достаточно сложно составить целостную картину того, каким образом реализуются основные этапы бюджетного процесса (планирование, утверждение и исполнение бюджета), кто вовлечен в бюджетный процесс, кто ответственен за те или иные действия, в какие сроки происходят основные события в бюджетном процессе. Серьезной проблемой является недостаточная доступность бюджетной информации, а также трудный для восприятия формат ее представления.  

     Собрания  граждан. Конференции  граждан (собрание делегатов)

     Собрания  граждан. Конференции граждан (собрание делегатов) – это формы участия  населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Форма конференции граждан используется в тех случаях, когда территориальное общественное самоуправление осуществляется на территории, численность жителей которой не позволяет проведения собрания с непосредственным участием большинства из них, а также в иных случаях, если это предусмотрено уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

     Опрос граждан

     Опрос граждан- это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.

     Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют  право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным  правом.

     Обращения граждан

     Могут иметь как индивидуальный, так  и коллективный характер. Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный порядок включает следующие правила:

     а) обращениями граждан в органы местного самоуправления или к их должностным лицам являются:

     предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию  законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

     заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных  прав и свобод или конституционных  прав и свобод других лиц, либо сообщение  о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

     жалоба  – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

     б) орган местного самоуправления или  должностное лицо при направлении  письменного обращения на рассмотрение в другой орган власти или иному  должностному лицу может в случае необходимости запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения;

     в) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или  действие (бездействие) которых обжалуется;

     г) в случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд;

     д) обращение, поступившее в орган  местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению;

     е) орган местного самоуправления или должностное лицо по запросу другого органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять необходимые документы и материалы, за исключением тех из них, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;

     ж) письменное обращение рассматривается  в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом;

     з) органы местного самоуправления и должностные  лица осуществляют в пределах своей  компетенции контроль за соблюдением  порядка рассмотрения обращений, анализируют  содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;

     и) гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.  

     Другие  формы участия  населения в осуществлении  местного самоуправления

     В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть не только предусмотрены законодательством, но и инициированы населением. Такие формы не должны только противоречить законодательству, а также основываться на принципе добровольности. Они установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Названные в данном законе формы осуществляются с учетом следующих требований: они не должны проводиться в запрещенных местах; должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти; не должны преследовать запрещенные законом цели; должны проводиться без участия детей.

     В организации местного самоуправления население может использовать возможности  общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых  регулируется другими правовыми  актами. В частности, Федеральными законами – от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

     Органы  местного самоуправления и их должностные  лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.

 

      Литература: 

    1. Конституция Российской Федерации.
    2. ФЗ № 131от 28.10.2003 «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в РФ», глава 5.
    3. Государственное и муниципальное управление. Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 2003.
    4. Муниципальное право.  Кудилинский М.Н., Шевелева И.А. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
    5. Муниципальное право Российской Федерации.  Кудинов О.А. М.: МЭСИ, 2003.

Информация о работе Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления