Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат
Конституции РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В настоящее время имеется законодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем.
Частью 10 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления запрещено устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференция граждан – считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:
1)
установление структуры
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3)
избрание органов
4)
определение основных
5)
утверждение сметы доходов и
расходов территориального
6)
рассмотрение и утверждение
На договорной основе органам ТОС может передаваться осуществление тех полномочий, в реализации которых наиболее заинтересовано население данной территории (ремонтные работы, строительство детских и спортивных площадок, уборка территории, ее озеленение, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и проведении публичных слушаний и др.). В этом случае достигается не только заинтересованное участие населения в решении части вопросов местного значения, но и более высокий уровень общественного контроля за качеством осуществляемых работ и предоставляемых услуг. Это позволяет добиваться большей эффективности местного бюджета и в целом повышает результативность деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, органы ТОС могут добиваться софинансирования расходов, привлекая с этой целью физических и юридических лиц. Это могут быть коммерческие и некоммерческие (общественные, благотворительные, религиозные и др.) организации, которые заинтересованы в экономическом и социокультурном развитии данной территории для расширения своей деятельности.
Важной
частью работы по развитию ТОС является
осуществление постоянного
Публичные слушания – это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься:
Особенно
большое значение имеет привлечение
населения к публичным слушаниям по бюджетным
вопросам. Это повышает эффективность
управления муниципальными финансами
за счет большей открытости и подконтрольности
действий органов местного самоуправления.
Тем более, что в настоящее время деятельность
органов местного самоуправления характеризуется
недостаточной открытостью мероприятий
по реализации бюджетного процесса. Населению
бывает достаточно сложно составить целостную
картину того, каким образом реализуются
основные этапы бюджетного процесса (планирование,
утверждение и исполнение бюджета), кто
вовлечен в бюджетный процесс, кто ответственен
за те или иные действия, в какие сроки
происходят основные события в бюджетном
процессе. Серьезной проблемой является
недостаточная доступность бюджетной
информации, а также трудный для восприятия
формат ее представления.
Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов)
Собрания
граждан. Конференции граждан (собрание
делегатов) – это формы участия
населения в местном
Опрос граждан- это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный порядок включает следующие правила:
а) обращениями граждан в органы местного самоуправления или к их должностным лицам являются:
предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
б) орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган власти или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения;
в) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
г) в случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд;
д) обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению;
е) орган местного самоуправления или должностное лицо по запросу другого органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять необходимые документы и материалы, за исключением тех из них, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;
ж) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом;
з) органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;
и)
гражданин имеет право на возмещение
убытков и компенсацию
Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть не только предусмотрены законодательством, но и инициированы населением. Такие формы не должны только противоречить законодательству, а также основываться на принципе добровольности. Они установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Названные в данном законе формы осуществляются с учетом следующих требований: они не должны проводиться в запрещенных местах; должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти; не должны преследовать запрещенные законом цели; должны проводиться без участия детей.
В организации местного самоуправления население может использовать возможности общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых регулируется другими правовыми актами. В частности, Федеральными законами – от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
Органы местного самоуправления и их должностные лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.
Литература:
Информация о работе Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления