Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ПРЕКРАЩЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ШАЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ПРЕКРАЩЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ШАЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.
Впервые должность главы муниципального образования была введена Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации". По Закону о местном самоуправлении 1995 г. решение данного вопроса осуществлялось на местном уровне, то есть должности главы муниципального образования могло и не быть. В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) в каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования в качестве обязательной должности.
Являясь депутатом Совета депутатов МО – Шацкое городское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области II созыва, для меня представляет большой интерес более детальное рассмотрение законодательных основ полномочий главы муниципального образования в условиях современной российской действительности.
Полномочия Главы муниципального образования регламентируются статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012) [1]:
1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации[2];
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию[3];
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя[4];
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации[5];
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя[6].
3. Установленные пунктами 2-4 части 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-
Статья 4. ФЗ-131 гласит: Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации[8].
4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами[9].
5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
5.1. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования[10].
6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона[11];
3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; *36.6.4;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; *36.6.5;
6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда (некоторые юристы приводят возражения против прекращения полномочий главы муниципального образования по данному пункту. Во-первых, в соответствии со ст. 402 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В связи с этим сложно найти выход из следующей ситуации: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан. Возникает вопрос: должен ли он занять прежнюю должность или нет? Во-вторых, в приведенном пункте ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования[12]);
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления (пункт дополнен с 27 июля 2006 года Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *36.6.8)[13].
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) Пункт утратил силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ;
11.1) изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч.5 ст.35 настоящего Федерального закона (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ);
12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 ст.13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);
13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);
14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ).
7. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования (часть дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ).
8. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть дополнительно включена с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ).
9. В случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[14].
Таким образом, расширяется перечень оснований, по которым может быть начата процедура отрешения главы муниципального образования от должности. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку могут служить его решения или действия (бездействия), повлекшие наступление негативных последствий, а также иные действия, в том числе неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения. Кроме того, удаление главы муниципального образования в отставку может произойти и в том случае, если представительный орган муниципального образования два раза подряд признает неудовлетворительной работу главы по результатам его ежегодного отчета. Еще одна важная поправка предполагает, что повторно вопрос об отставке главы муниципального образования может быть поставлен через два месяца после того, как представительный орган муниципального образования впервые отклонил такую инициативу.
Следует отметить, что в данном случае глава муниципального образования, выбранный из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, находится в более выигрышном положении, чем глава, избранный на муниципальных выборах, так как после удаления в отставку он продолжает оставаться депутатом.
В приведенном перечне оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования только четыре из них (случай привлечения к ответственности перед государством, вступление в отношении главы в законную силу обвинительного приговора суда, отзыв избирателями, удаление в отставку) связаны с неправомерными действиями главы.