Итак, муниципальное управление
- это практическое, организующее и
регулирующее воздействие местных органов власти на общественную
жизнедеятельность населения муниципального
образования в целях ее упорядочения,
сохранения или преобразования, опирающееся
на их властную силу.
"Муниципальное управление"
как комплексная дисциплина, изучающая
муниципальное управление и закономерности
его функционирования, с одной стороны,
выступает как самостоятельная, а с другой
стороны, она тесно связана с другими науками
и опирается на полученные ими результаты.
Субъект муниципального
управления - это население муниципального образования и образованные
им органы местного самоуправления.
Объект муниципального
управления - это муниципальное образование
со всеми его структурами, связями,
отношениями, ресурсами.
Специфика муниципального
управления определяется прежде всего особенностями муниципального
образования как объекта управления, включающего
все стороны жизни людей. К примеру, говоря
об эффективности муниципального управления,
невозможно ограничиться лишь экономической
эффективностью, оставляя вне рассмотрения
социальную, "нравственную" эффективность
тех или иных управленческих решений.
При этом жители муниципального образования
одновременно являются как объектом, так
и субъектом управления по отношению к
системе органов муниципального управления,
так как население управляет своими делами
или непосредственно (через выборы, референдум),
или опосредованно (осуществляя контроль
за деятельностью органов муниципального
управления).
План - это официальный
документ, в котором отражаются прогнозы
развития организации (муниципального образования) в будущем,
промежуточные и конечные цели и задачи
действия органов муниципального управления.
Рассмотрим некоторые
факторы, которые необходимо учитывать
при планировании.
- Необходимость перехода к долгосрочному планированию, что связано с дополнительным промежутком времени между принятием решения и результатом.
- Взаимодействие различных структурных единиц при решении управленческих задач. Именно планирование обеспечивает определение четкого круга задач для каждого структурного подразделения, а с другой стороны, определяет механизм их взаимодействия.
- Учет роли внешней среды. Руководители органов муниципального управления должны постоянно искать адекватные реакции на те изменения, которые происходят во внешней среде.
В основу планирования в муниципальном управлении должны
быть положены следующие принципы.
- Участие максимального числа депутатов, работников администрации, специалистов, экспертов в работе над планом. Для этого в администрации создается комиссия, собираются предложения от различных отделов, управлений.
- Непрерывность. Надо помнить, что планирование - это повторяющийся процесс. При планировании необходимо учитывать результаты выполнения предыдущего плана и при необходимости корректировать сами планы.
- Гибкость. Необходимо составлять планы так, чтобы в них учитывались возможные изменения "внешней среды". Планы должны легко подвергаться внесению в них изменений.
- Принцип координации и интеграции. Координация при планировании осуществляется по "горизонтали", то есть между подразделениями. Например, в план включено строительство школы. Для этого необходимо скоординировать в этом направлении работу отделов образования, строительства, финансов и т.д. Создание необходимых условий для выполнения плана.
- Научность планирования.
- Контроль.Процесс планирования в муниципальном образовании осуществляет оргкомитет (плановая комиссия, плановый комитет), это орган, созданный из представителей разных отделов под председательством или главы, или заместителя главы администрации.
Метод управления - это способ достижения целей управления.
Методы управления можно
рассматривать с точки зрения
их содержания, направленности и организационной
формы.
В соответствии со структурой
объекта управления, в качестве которого
в сфере муниципального управления
выступает муниципальное образование, методы
управления по уровню их применения подразделяются
следующим образом:
- методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;
- методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);
- методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.
Конституционные
основы местного самоуправления
Согласно ст. 4 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее в этой
главе – Закон о местном самоуправлении
2003 г.) правовую основу местного самоуправления составляют
общепризнанные принципы и нормы международного
права, международные договоры РФ, Конституция,
федеральные конституционные законы,
Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие
федеральные законы, издаваемые в соответствии
с ними иные нормативные правовые акты
РФ (указы и распоряжения Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства
РФ, иные нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти), конституции
(уставы), законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ, уставы муниципальных
образований, решения, принятые на местных
референдумах и сходах граждан, и иные
муниципальные правовые акты.
- Важнейшим документом, регламентирующим осуществление местного самоуправления в России, является Конституция. В Конституции были впервые закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.
Таким образом, Конституция
определяет пределы правового регулирования
организации местного самоуправления
для федеральных органов государственной
власти: установление единых, общих для
всей территории России основ построения
и функционирования муниципальной власти.
- Конституция закрепляет целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся: 1) институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3, 8, 9,12); 2) институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); 3) институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной (муниципальной) власти (ст. 130—133).
- Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в России сталаЕвропейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998 г. Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.
- В Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, предусматривается свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.
- Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).
- Конституция, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).
- Кроме того, Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления: а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления (ст. 131); б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления (ст. 131); в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями (ст. 132); г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133); д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133).
- Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40, 41 и 43 определяют направления деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования.