Народовластие – понятие и виды, отражение в конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:30, доклад

Описание работы

Принцип народовластия - Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Работа содержит 1 файл

Народовластие.docx

— 27.13 Кб (Скачать)

Народовластие – понятие и  виды, отражение в  конституции.

Принцип народовластия - Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление  народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Формы народовластия - Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного  волеизъявления народа или групп  населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия - осуществление народом  власти через выборных полномочных  представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

Непосредственная  демократия - Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и  выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум - голосование граждан по важнейшим  вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и  обязательны для применения. Выборы - осуществление власти народа посредством  голосования за своих представителей для осуществления власти в органах  государственной власти или органах  местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы  выражения мнения, не имеющие общеобязательного  значения (консультативные формы). К  формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся  отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных  образованиях. К консультативным  формам непосредственной демократии можно  отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные  собрания.

Государственная власть в демократическом государстве  должна выражать интересы народа - Государственная  власть осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов  Российской Федерации. Органы государственной  власти составляют единую систему. Среди  органов государственной власти важнейшее значение имеют те, которые  избираются непосредственно гражданами - представительные органы, состоящие  из депутатов, а также выборные должностные  лица. Государственные органы, которые  не избираются гражданами, формируются  другими государственными органами. На федеральном уровне гражданами РФ избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На уровне субъекта РФ гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, избираются высшее должностное  лицо (руководитель высшего исполнительного  органа) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной  власти.

Местное самоуправление - В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под  свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное  самоуправление осуществляется жителями муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, на муниципальных  выборах), а также через органы местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления в  муниципальном образовании является обязательным. Местное самоуправление является формой публичной власти, однако органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. 

Понятие и принципы правового  статуса личности

Под основами правового  положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а  также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право  — это юридическая возможность  человека и гражданина совершать  определенные действия, предусмотренные  нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и  гражданина. Реализация субъективного  права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему.

Юридическая обязанность  человека и гражданина — это установленная  государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую  обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения  к данной норме поведения, личного  желания.

Конституционное право  имеет своим предметом не все  юридические права, свободы и  обязанности, а лишь те из них, которые  являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

Принципами правового  положения граждан в Российской Федерации являются:

1. Равноправие граждан.  В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин Российской  Федерации обладает на ее территории  всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

Данное положение  дополняется также ст. 19 Конституции  РФ, которая устанавливает, что все  равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права  закрепляется формально-юридическое  равенство граждан, равенство правовых возможностей.

2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Непосредственное  действие прав и свобод. Данный  принцип впервые в конституционном  строительстве России закреплен  в Конституции РФ 1993 г. Согласно  ст. 18 “права и свободы человека  и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов,  деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного  самоуправления и обеспечиваются  правосудием”. Верховенство Конституции  РФ и действие данного принципа  означают также, что ни один  орган в государстве не может  издать правовой акт, в котором  бы содержались права, свободы  и обязанности, противоречащие  конституционным или ограничивающие  их.

4. Гарантированность  прав, свобод и обязанностей. Конституционные  права и свободы не только  предоставлены, но их реализация  обеспечивается совокупностью гарантий  — экономических, социальных, политических  и правовых. Предметом рассмотрения  конституционного права являются  правовые конституционные гарантии.

В статье 2 Конституции  РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции  РФ, объявляет Российскую Федерацию  социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В пункте 1 ст. 17 Конституции  РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы  человека и гражданина. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что  Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина.

Согласно ст. 114 Конституции  РФ в компетенцию Правительства  Российской Федерации входит осуществление  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению  реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.

5. Соответствие международно-правовым  актам. В содержание основ конституционного  строя Российской Федерации, как  нами уже отмечалось, входит норма  о том, что “общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации являются  составной частью ее правовой  системы. Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора” (ст. 15 п. 4 Конституции РФ).

Статья 17 Конституции  РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно “общепризнанным  принципам и нормам международного права”.

Статья 46 п. 3 Конституции  Российской Федерации закрепляет право  каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

6. Запрет на незаконное  ограничение конституционных прав  и свобод человека и гражданина  вытекает из гуманной сущности  и назначения Конституции. В  общем виде этот принцип закреплен  в ст 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина Это положение дополняется нормой Конституции о том, что “любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Запрет на ограничение  прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что “осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”. На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Отдельные ограничения  в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 32 установлены  основания для ограничения избирательных  прав граждан, в ст. 35 — ограничения  в части пользования имущественными правами и т. д. 
 

Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения  гражданства

Под гражданством в  науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического  лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы принципы российского  гражданства.

1. Право каждого  на гражданство. Сущность этого  принципа состоит в том, что  каждый человек в Российской  Федерации, независимо от каких  бы то ни было условий, имеет  право на гражданство, включая  граждан иностранных государств  и лиц без гражданства, которые  могут приобрести гражданство  Российской Федерации в установленном  законом порядке.

2. Запрет на лишение  гражданства и права его изменить. В конституции 1978 г. в исключительных  случаях допускалась возможность  лишения советского гражданства,  если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина  и наносящие ущерб престижу  или государственной безопасности  СССР.

Информация о работе Народовластие – понятие и виды, отражение в конституции